95 представителей городов, поселений и районов собрались на VI съезде муниципальных образований Ярославской области в прошедшую пятницу. Главы, заместители, руководители направлений, те, кто, как сказал губернатор Сергей Вахруков, находятся ближе всего к народу, обсуждали общие проблемы: формирование бюджетов и сбор местных налогов, привлечение инвестиций и кадровую политику, исполнение полномочий и уровень доверия к власти.
Главное — учет и контроль
Эта истина, озвученная в начале прошлого века, остается актуальной и сегодня. И, рассуждая об эффективности местного самоуправления, заместитель губернатора Игорь Елфимов делает акцент на учете муниципальной собственности и контроле над ее использованием. Он считает, что муниципальные образования недополучают налоги на землю и недвижимое имущество. Эффективное использование этих ресурсов может дать бюджетам районов дополнительно минимум 50 процентов к тому, что начисляется сегодня.
Для того чтобы выяснить истинное положение дел, в Переславском муниципальном районе действует областной пилотный проект. По мнению главы Дениса Кошурникова, общие поступления местных налогов в бюджет района должны составлять 260 миллионов рублей в год. Сегодня земельный налог — это всего 36 миллионов, из них 12 — деньги, выплачиваемые объектами социальной сферы, по сути, финансовая перекачка из бюджета обратно в бюджет.
Эти данные получены при анализе муниципальной и частной собственности в Переславском районе. Причину такого разрыва действительных и предполагаемых налоговых поступлений Денис Кошурников видит в чисто технических проблемах. Например, присвоение адреса. В документах он может быть таким: «объект расположен рядом с селом Городище». Или таким: «в 150 метрах от участка № 25». Эта «адреса» выпадают из системы начисления налогов, равно как и своеобразно обозначенные виды использования земли: «для выращивания картофеля и строительства жилого дома» или «для обслуживания магазина «Колобок». Креативные подходы местных регистраторов вкупе с неурегулированными начислениями налогов на землю, на которой находятся многоквартирные дома, и другими, мягко говоря, недоразумениями привели к тому, что с 2008 года Переславский район потерял порядка 800 миллионов рублей. На фоне низкого уровня жизни в поселениях глава считает сумму катастрофической.
С ним категорически не согласны представители налоговых органов. Они считают данные анализа слишком оптимистичными, а цифры — завышенными. Например, Ярославль, по мнению налоговиков, имеет резерв в качестве налога на землю под многоквартирными жилыми домами всего 20-30 миллионов рублей в год. О чем, дескать, тогда говорить в сельских районах? Тем не менее, пилотный проект будет продолжен. А рекомендации, которые дал делегатам съезда Игорь Елфимов, сводятся к наведению порядка в кадастровом учете и регистрации объектов недвижимости. Правда, помощь в этом получит только Переславский МО. Например, Покровской сельской администрации Рыбин-ского района надеяться можно только на свои силы. Такой ответ получила глава Татьяна Забелина. Тему, озвученную ею, можно свести к тезису: полномочия есть, а денег нет.
Обязательства без обеспечения
Руководители территорий не справляются со своими обязательствами по простой причине отсутствия денег. Структура распределения налогов в федеральный, областной, городской, районный и поселенческий бюджеты должна быть пересмотрена. Участие в областных программах, субвенции и субсидии не могут полностью обеспечить исполнение полномочий органов управления. Более того, они лишают местное самоуправление самостоятельности, и в этом кроется внутренний конфликт вертикали власти. Наводите порядок в своем хозяйстве, создавайте условия и привлекайте инвесторов — говорят сверху. Денег нет — отвечают снизу.
Хорошо вам живется с вашим инвестором и поддержкой области! Примерно так восприняли собравшиеся выступление главы Вощажниковского поселения Борисоглебского района Людмилы Антоновой. В районе, на базе ОАО «СХП «Вощажниково», реализуется инвестиционный проект «Создание высокоэффективного агропромышленного комплекса в Ярославской области». Предприятие будет включать в себя два молочно-товарных комплекса на 2400 голов дойного стада каждый. Также в СХП «Вощажниково» войдет молокоперерабатывающий завод мощностью 350 тонн продукции в смену. Общая стоимость проекта составляет около шести с половиной миллиардов рублей. Людмила Антонова не скрывает, что все надежды поселения связаны с инвестором. Но пока даже наличие перспективного предприятия с его отчислениями в бюджет не позволяет местной администрации ни удовлетворительно содержать дороги, ни даже обеспечивать себя достойными зарплатами. Например, сама Людмила Антонова получает 28 тысяч рублей в месяц, ее заместитель — 12 тысяч, а специалисты администрации — по 7-8 тысяч. С такими зарплатами местные органы самоуправления не рассчитывают на квалифицированные кадры. Дальше цепочка проблем замыкается: нет денег — нет специалистов — нет учета и контроля — нет денег. Остаются одни обязательства.
Этот вывод подтверждают исследования Фонда «Институт экономики города», который провел анализ изменений финансового состояния муниципалитетов с начала проведения реформы местного самоуправления.
С 2003 года перечень полномочий муниципалитетов расширился, а количество местных налогов и сборов сократилось. Возможности местной власти по управлению доходной базой сведены к минимуму, и муниципалитеты не могут влиять на администрирование основного дохода местных бюджетов — НДФЛ. Жесткие законодательные ограничения не позволяют власти на местах финансировать социально значимые направления в достаточном объеме. В результате отсутствие финансовой самостоятельности и зависимость от вышестоящих бюджетов тормозят реализацию долгосрочных инициатив и повышение качества муниципальных услуг для населения.
У Вощажниковского поселения, которое является, скорее, исключением, чем правилом, существует реальная перспектива развития, чего не скажешь о большинстве территорий области. Игорь Елфимов назвал самые инвестиционно активные. Их оказалось всего три. Это Ярославль, Рыбинск и Ярославский район.
Когда власть инициативна
— Для энергичной и думающей власти на местах возможности реализации важных социально значимых проектов, несмотря на законодательные ограничения, существуют, — говорит начальник управления экономического планирования и инвестиций администрации Рыбинска Юлия Дмитриева.
С учетом ограничений полномочий по повышению налоговых доходов администрация Рыбинска в 2011 году сознательно пошла на увеличение дефицита бюджета: доходы составили 4,8 миллиарда рублей, расходы — 5,5 миллиарда. При этом в структуре доходов лишь 11 процентов регулируются органом местного самоуправления. Это земельный налог — в Рыбинске в прошлом году он составил 193 миллиона, налог на имущество физических лиц — 7,4 миллиона и налог на вмененный доход — 96 миллионов рублей. 438 миллионов — это и есть та часть бюджета, на которую власть может влиять. Естественно, в сторону повышения. Резерв начислений, по расчетам администрации Рыбинска, — до 700 миллионов.
— Однако мы понимаем, что для единовременного роста налоговой нагрузки на жителей и предприятия Рыбинска существуют социальные, законодательные и политические ограничения, — говорит Юлия Дмитриева. — Поэтому мы ищем иные источники повышения доходной части бюджета.
Масштабные перемены в сфере образования, спорта, ЖКХ, благоустройства, дорожного строительства, берегоукрепления, начатые администрацией в 2010-2011 годах, потребовали дополнительных расходов. Помимо поддержки областного бюджета, Рыбинск получил доходы от продажи муниципального имущества. В 2010 году в городскую казну поступили от продажи недвижимости 335 миллионов рублей, а в 2011-м — уже 810 миллионов. Продажа земельных участков обеспечила в позапрошлом году доход в 30 миллионов, в прошлом — 52 миллиона. За два года акционировано 8 МУПов и еще 7 продано. Успешными примерами реализации акций могут служить результаты торгов по продаже Центрального рынка, Троллейбусного управления, аптечной сети, химчистки.
— Мы понимаем, что средства от реализации муниципального имущества — это единовременный рост доходов, — рассказывает Юлия Дмитриева. — Они должны быть направлены на создание новых объектов и модернизацию существующих. Это реструктуризация образовательной сферы города — самая важная часть нашей работы, поскольку условия, в которых мы растим наших детей, влияют на качество жизни всего города. Это комплексное благоустройство — ремонт фасадов, ликвидация свалок, снос ветхих сооружений, обустройство дворов и парков.
Эти и другие инициативы Рыбинска привели к росту деловой активности, который подтверждается спросом на недвижимость, активному строительству новых объектов в сфере потребительского рынка и общественного питания. Повысилась инвестиционная привлекательность города. Начинается строительство нового завода «Русские газовые турбины» (General Electric), реализуются инвестиционные проекты предприятиями «Рыбинскэлектрокабель» (Prysmian Group), НПО «Сатурн», «Сатурн — Газовые турбины», «Рыбинский завод приборостроения» (программы ОАО «Роснано»).
А вот новая кадастровая оценка стоимости земли в Рыбинске не дала ощутимых для бюджета результатов. Общая стоимость увеличилась с 15 до 25 миллиардов рублей. Однако на 33 процента снизилась стоимость земель под промышленными объектами. Это значит, что с 2012 года поступления налога на землю от основных налогоплательщиков — промышленных предприятий, которые формируют большую часть добавленной стоимости города, — сократятся на треть. При этом основное увеличение налоговой нагрузки ляжет на учреждения образования и здравоохранения, торговлю и обслуживание.
Казалось бы, повышение на 56 процентов начислений по земельному налогу — значительная сумма для бюджета Рыбинска. Но с учетом роста расходов по этому налогу для муниципальных учреждений конечная цифра радует уже не так — 18 процентов, или 38 миллионов.
— На 2012 год администрация Рыбинска ставит большие задачи, — говорит Юлия Дмитриева. — Но существующие принципы формирования бюджетной системы ограничивают нас в активности. Большинство муниципалитетов находятся в таком же положении, и для заметных изменений им требуются дополнительные источники финансирования.
На всех уровнях власти — федеральном, региональном, муниципальном — сейчас много говорят о несбалансированности местных бюджетов, о несоответствии объемов полномочий муниципальных образований и их финансовой базы. Обсуждаются различные возможные решения федеральной и региональной властей, которые могут укрепить местные бюджеты.
Будем надеяться, что рано или поздно обдуманные и взвешенные решения будут приняты.
Восприятие критическое
О том, что полномочия местной власти финансово не обеспечены, говорил на съезде губернатор Сергей Вахруков. Между тем именно от местного самоуправления зависит уровень доверия населения к власти, поскольку она находится ближе всего к народу.
— Не секрет, что сегодня нарастают критические настроения, и доверие к власти снижается, — говорит глава Ярославской области. — Люди ставят перед властью все новые задачи и все активнее требуют их решения.
Губернатор считает, что доверие населения восстановит эффективное взаимодействие различных уровней власти. Для этого Сергей Вахруков предлагает изменить форму общения муниципальных образований с региональным уровнем с организацией регулярных встреч, кустовых совещаний, созданием рабочих групп. Цель мероприятий — информирование о наличии областных проектов, выработка механизмов работы и совместных решений, точное распределение финансовых ресурсов.
Помимо этого, районы могут самостоятельно изыскивать дополнительные источники доходов, используя налоговый потенциал. Например, многие люди не зарегистрированы по месту жительства и соответственно не платят налоги.
— Некоторые районы дотируются из областного бюджета на 95 процентов, — сказал Сергей Вахруков. — Между тем существует ресурс в виде неиспользуемых земель. Необходимо провести их инвентаризацию, а участки, собственники которых не платят налоги, изымать.
Использование льготных сельскохозяйственных земель под организацию других видов деятельности также является потерями местных бюджетов. Для организации эффективной работы по формированию доходов муниципальных образований необходимы квалифицированные кадры. Губернатор сообщил, что с января этого года на 20 процентов будут увеличены фонды оплаты местных органов управления. При этом он не исключает возможности повышения зарплат в районных администрациях за счет части средств, которые работники смогли дополнительно привлечь в местные бюджеты.
Подводя итоги съезда, губернатор сказал, что в ближайшее время завершается разработка стратегии социально-экономического развития Ярославской области. Она будет представлена на обсуждение местным органам самоуправления, чьи предложения и замечания в дальнейшем будут учтены.