Темы 8 февраля 2012 17:16

Щедрый век Александры Бороздинской

9 февраля на именинном торте Александры Николаевны Бороздинской будут зажжены 100 свечей. Удивительная женщина отпразднует вековой юбилей. На ее долю выпали тяжелые испытания, войны, голод, но она сумела сохранить оптимизм, любовь к жизни и ворох бесценных воспоминаний. Некоторыми из них она поделилась с нашими читателями.

Всего три буквы в слове «век», а сколько пережито и выстрадано за эти годы! Не хватит и ста книжных томов, чтобы рассказать обо всем, что случилось. Увидев меня на пороге своей квартиры, Александра Николаевна смутилась: «А что про меня рассказывать-то? Ничего необычного и не произошло».

Если задуматься, то, вроде бы, и вправду ничего необычного: детство, юность, замужество, рождение детей. Но все это на фоне войн — сначала гражданской, затем Отечественной, которые щедро «наградили» ее грузом воспоминаний о голоде, нищете, но вместе с тем — надеждой на лучшее.

Родилась Александра Николаевна в Рыбинске в 1912 году. Сегодня, вспоминая о своем детстве, она, словно отрывая листы настенного календаря и подолгу разглядывая некоторые из них, в подробностях рассказывает о том, что врезалось в память:

— Я — коренная жительница Рыбинска. Улица Малая Казанская на берегу Черемухи — моя родная, где я родилась еще при батюшке-царе Николае. Моя мама Александра Алексеевна была портнихой. Этому ремеслу она обучалась у родной тети в Питере, имевшей свое ателье, клиентками у нее были фрейлины. Мама работала на дому, обшивала богатых рыбинских дам, но и попроще заказчицы были. После революции заказы на модные наряды закончились. Жить стало трудно. В ту пору мама овдовела. Папа погиб, когда мне было всего три года. Тогда мы решили уехать в Арефино к родным, где прожили восемь лет.

— Дом моего дяди, где мы жили, был очень большим. Детей много, 9 человек. Не работала только самая младшая девочка. Все остальные — кто на огороде, кто в поле. Мне лет 9 тогда было. Начну полы в доме мыть — так целый день и промою — с утра и до вечера. А какие полы-то… белые, их надо было песком чистить…

Там Саша окончила начальную школу. В первом классе ее учителем был сын местного священника. Дети его боялись, так как строгий наставник за малейшую провинность бил по рукам линейкой. А со второго класса ее учила Мария Ивановна Камчаткина, ставшая потом известной художницей. Это была очень милая и добрая учительница. По словам Александры Николаевны, она угольком на простом листе бумаги могла быстро и точно нарисовать портрет любого ученика, сидящего в классе. Саша боготворила Марию Ивановну.

Когда девочке исполнилось шесть, началась гражданская война.

— За нашим домом был лес, где прятались дезертиры. Днем они подходили поближе к дому. Так, бывало, попросят чего-нибудь съестного — картошки или хлеба, я — к матери, наберу картошки да им несу. Это помню четко, — сжав в замок худенькие жилистые руки, рассказывает женщина.

Январь 1924 года, семью Александры Николаевны потянуло на малую родину. Они снимают жилье в Рыбинске. Саша продолжает учебу в школе № 3, которую оканчивает в 1929 году.

Сразу после школы Александра начала работать. Два года биржи — куда направят, там и трудилась. Выбор профессий и специальностей был невелик — разгрузка баржей и вагонов. Сегодня, глядя на эту хрупкую женщину, сложно представить ее в роли грузчика и разнорабочей на военной базе, куда она устроилась в 18 лет. Но девушка хотела учиться, а с работы не отпускали — дисциплина была строгая.

— Тогда я взяла и прогуляла рабочий день. За это меня уволили, что оказалось мне на руку. Поехала в Кострому и поступила в финансово-экономический техникум. Моя мечта начала осуществляться, — вспоминает Александра Николаевна.

— «Карьерный рост» начался с профессии счетовода в Рыбинском разнопромысловом союзе потребкооперации. Учеба продолжалась постоянно. Курсы повышения квалификации то в Москве, то в Ленинграде, зачеты, экзамены… В 1941 году Александра Николаевна уже была заместителем главного бухгалтера в банке. Оттуда и ушла на пенсию с должности главного бухгалтера, на которой трудилась 24 года. Параллельно с работой в банке в военные годы пришлось снова вспомнить профессию грузчика — по вечерам разгружать баржи, возить дрова к узкоколейке, работать на лесозаготовке, рыть противотанковые рвы вокруг аэродрома. Всю войну Александра делилась с соотечественниками не только своим трудом, но и кровью. Сколько кровных братьев появилось у нее за это время, подсчитать трудно — донором она была на протяжении всей Великой Отечественной.

Конечно, в череде беспросветных будней видела Александра Николаевна и праздники. Но это уже потом, когда отгремели войны, забрав жизни одних и искалечив судьбы других. Замуж женщина вышла уже после победы. Романтики, картинных предложений руки и сердца, букетов роз она не видела.

— Так у меня случилось, что поздно я вышла замуж. Мужчин-то не было: многие не вернулись с кровавых полей войны. Предложений мне никто не делал. Не было у нас раньше этого, договаривались — и все, — говорит Александра Николаевна.

Так и договорились — на всю жизнь. С Гордеем Емельяновичем они прожили почти 25 лет. Семейная жизнь текла своим чередом в коммунальной квартире.

— Это сегодня все отдельно друг от друга живут, злятся на соседей. А тогда нас на кухне 8 или 9 хозяек было. Да у каждой мужья, дети, вот и посчитай, сколько народу… Вместе праздновали Новый год, в кухне столы составим, у кого что есть, на стол положим — так и отметим праздник. Коридор был большущий, длинный, там дети на трехколесных велосипедах катались. Небогато жили, но дружно.

С трепетом Александра Николаевна рассказала о своей мечте в далекой юности:

— Когда я училась в 10-м классе, появились в магазине ботиночки, высокие такие, на шнурочках, 6 рублей стоили. Мне так хотелось эти ботиночки! Я на коленях умоляла маму, чтобы она мне их купила. До сих пор помню, какое было счастье, когда они у меня появились!

Сегодняшнее богатство, кроме века за плечами, — это дочь Ирина, внучка и двое правнуков. Все, о чем мечтает пожилая женщина, это достойное будущее для своих родных: «Мне ничего не надо, пенсия у меня нормальная, а вещей на мой век хватит». Возможно, именно поэтому Александра Николаевна не пропустила ни одних выборов, интересуется новостями — и городскими, и российскими. Беда только, слышать плохо стала, да зрение подводит. Но и сегодня в стороне от голосования она не останется, избирательная урна будет доставлена к ней на квартиру. «Если считать российских правителей, то, родившись при Николае Втором, я пережила 12 руководителей», — смеется долгожительница.

9 февраля за столом этой милой женщины соберется ее семья, придут коллеги по работе. На мой вопрос, будет ли на столе торт со свечками, дочь Александры Николаевны Ирина широко улыбнулась: «А как же?!» Можно ли на одном торте разместить сотню свечей, Ирина Гордеевна пока не знает, но на всякий случай добавляет: «Если не уместятся, еще один торт купим».

Любовь Игнатьева, Тамара Бельских

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме