Мнение 15 августа 2018 16:38

Павел Кузнецов: «Хватит плестись в хвосте»

Руководители промышленных предприятий Ярославской области рассчитывают на поддержку регионального правительства в модернизации технологического оборудования

Этот вопрос стал одним из главных на встрече главы региона Дмитрия Миронова с директорами крупного бизнеса.

О своем видении проблемы рассказал один из участников разговора, директор «Завода дорожных машин» в Рыбинске Павел Кузнецов. Он считает, что деньги государства, вложенные в производство, вернутся дополнительными налогами, а предприятиям позволят выйти на новый уровень развития. Подробнее – в нашем интервью.

— Павел Александрович, в ходе разговора с губернатором отчетливо прозвучала мысль – промышленникам нужна помощь, причем в первую очередь в модернизации оборудования. Почему именно на это сделан упор?

— Промышленники смотрят на перспективу, хотят понять, смогут ли их предприятия конкурировать на российском и международном рынках.

Чтобы выходить на мировой уровень, повышать производительность труда и качество продукции, нужны высокотехнологичные машины. Причем речь идет не только о сложных габаритных станках. К примеру, на ведущих мировых предприятиях даже малая механизация относится к разряду высокопроизводительной — там даже простые гайковерты снабжены цифровой индикацией степени затяжки.

На недавней выставке в Ганновере я видел оборудование, для обслуживания которого человек практически не нужен. Единственное что требуется от специалиста, – это проконтролировать укладку металла на станок, а затем снять готовое изделие. Умная машина все делает самостоятельно с высокой скоростью обработки, смены режима и инструментов. В результате готовый продукт получается качественным, полностью соответствует стандартам.

В этом плане зарубежным коллегам можно только позавидовать. В России кардинально иная ситуация. О новой технике промышленники могут только мечтать.

Судите сами: нашему предприятию требуется обычный высокопроизводительный горизонтальный обрабатывающий центр. Новый станок такого типа стоит 700 тысяч евро. Для нас это астрономическая сумма, поэтому мы ищем подходящее предложение на рынке бывшей в употреблении техники. Здесь цена колеблется в районе 450 тысяч евро. В итоге, перебрав несколько вариантов, мы вынуждены приобрести нерабочий станок, который восстановят специалисты предприятия. На это потребуется время, ресурсы, человеческие силы, которые можно было направить на основное производство. Но мы вынуждены идти на такие заморочки, поскольку не можем работать без этого станка. Предприятие уже несколько раз отказывалось от выгодных заказов по изготовлению деталей, в том числе от иностранных партнеров.

Сходные проблемы есть и на других промышленных предприятиях региона. Недавно один из партнеров с радостью похвастался очередным приобретением – станком для обработки, шлифовки внутренних отверстий. Казалось бы, прекрасно, но есть одно но – техника выпущена в 70-х годах прошлого века.

Проблемы с модернизацией оборудования тормозят и инженерную мысль. К примеру, наш завод в рамках НИОКРа активно сотрудничает с Министерством промышленности в создании нового уплотнителя для мусорных полигонов. Из-за отсутствия оборудования конструкторы не могут разработать более совершенную модель, машину будущего.

— Но ведь без пополнения парка техники любое предприятие рано или поздно закроется. Раз не закрываетесь, значит, удается как-то решать этот вопрос.

— Судите сами: в этом году «Завод дорожных машин» потратил на приобретение оборудования порядка 20 миллионов рублей. Это всего лишь 5-7% от необходимого объема. Если вести модернизацию такими темпами, для того чтобы обновить весь парк оборудования, потребуется около пятнадцати лет. За это время приобретенные станки морально устареют, а продвинутые западные конкуренты вновь уйдут далеко вперед.

В Европе современное оборудование заказывают за несколько лет до начала реализации очередного проекта. Причем в ходе такого взаимного сотрудничества производители станков также совершенствуют свои технологии и выпускаемую продукцию.

У нас в стране такой тесной взаимосвязи между производителями и промышленниками нет. Отечественные производители выпускают станочную технику старого образца, потому что у них также нет возможности приобрести современное оборудование.

— Вы находитесь в курсе передовых разработок иностранных коллег. Какой опыт поддержки государства промышленных предприятий неплохо было бы взять нам на вооружение?

— Положительных примеров много. В Италии на государственном уровне принята программа, в рамках которой на промышленных предприятиях в массовом порядке обновляют парк техники. Промышленники делают это, пользуясь выгодными субсидиями, предоставляемыми государством.

У нас в стране на федеральном уровне также предусмотрены различные меры поддержки промышленников. Но ни одна из них не помогает в модернизации производства.

Недаром на совещании с губернатором Дмитрием Мироновым я напомнил, что когда государство предоставило сельхозпроизводителям поддержку на приобретение спецтехники, была введена система компенсации лизинговых издержек, то рост приобретения новых уборочных машин вырос в разы. Нам – представителям промышленного производства – на региональном уровне хотелось бы получить такую же поддержку. При этом она должна быть долгосрочной.

— То есть нужно, чтобы региональные власти дали вам денег?

— Любая поддержка предполагает финансовые вливания. Но в нашем случае каждый бюджетный рубль, вложенный в этот процесс, вернется дополнительными налогами, позволит упрочить позиции предприятий на рынке.

При этом со своей стороны промышленники также должны взять определенные обязательства. Если им будет предоставлена помощь в приобретении необходимого оборудования, они будут своевременно и в полном объеме выплачивать налоги и заработную плату сотрудникам.

Сейчас, когда на уровне правительства региона разрабатывается программа поддержки промышленности, руководители предприятий должны проявить активность – вносить свои предложения о том, какого рода помощь они ждут. Диалог с властью должен продолжаться.

— Льготное кредитование могло бы стать решением проблемы приобретения новой техники?

— Спорный вопрос. В 2014 году ряд российских предприятий закрылись, потому что не смогли больше кредитоваться за рубежом по низким ставкам порядка 3-4%. В нашей стране деньги дают под 10%. Получается, если берешь оборудование в лизинг за 5 миллионов рублей, то через пять лет его стоимость вырастет до 10 миллионов. По такой схеме можно приобретать только высокопроизводительное оборудование, затраты на которое гарантированно окупятся. А ведь есть машины, которые необходимо обновлять, но экономического эффекта их эксплуатация не принесет.

Так что как ни крути, если государство заинтересовано в промышленном прогрессе, упрочнении позиции российских предприятий на международном уровне, оно должно помогать нам обновлять цеха, осваивать новое современное оборудование. Иначе промышленные предприятия так и будут плестись в хвосте и никогда не догонят иностранных конкурентов.

Павел Кузнецов: Если государство заинтересовано в промышленном прогрессе, упрочнении позиции российских предприятий на международном уровне, оно должно помогать нам обновлять цеха, осваивать новое современное оборудование. Иначе промышленные предприятия так и будут плестись в хвосте и никогда не догонят иностранных конкурентов

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
В.А. 09:47 | 16 августа 2018

А вот у работников «Раскат», да и у других тоже, и до 2014 не было возможности кредитоваться под 3-4%, и сейчас нет. Как живут? У кого просить льготные кредиты? Да и стоимость квартиры после ипотеки на 25 лет на сколько(во сколько раз) возрастет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме