11 октября с космодрома Байконур вновь стартует космический корабль, на борту которого будет наш земляк, уроженец Рыбинска, космонавт Алексей Овчинин
В этот раз Овчинин станет командиром и на корабле, и на космической станции.
Накануне своего второго полета покоритель Вселенной рассказывает, почему в космосе так хочется жареной картошки, зачем ему на борту такса, и во сколько обойдется туристическая путевка в космос.
— Алексей, говорят, второй раз прыгать с парашютом страшнее, чем впервые. А как с полетом в космос? Мандраж есть?
— Скорее легкое волнение. Больше переживал, когда летел впервые. На тренажере невозможно полностью воссоздать картину происходящего на борту корабля и станции. Сейчас я уже знаю, какие ощущения испытываешь в невесомости, каков быт космонавта, и как проходят будни на околоземной орбите.
— И каково же это?
— Жизнь по расписанию. Все довольно рутинно, но от этого не менее интересно. Основная работа экипажа заключается в поддержании работоспособности станции, мы постоянно следим за тем, как работают ее системы, а также проводим опыты и эксперименты. Остается время и на отдых. На станции – большой выбор фильмов, музыки, на борту есть интернет.
Я, когда выдается свободная минутка, люблю наблюдать и фотографировать Землю. На нее можно смотреть бесконечно. Огромный небесно-голубой шар кажется с высоты таким хрупким! Ни одно фото и видео не передаст того, что ты видишь своими глазами. Мы летаем всего в 400 километрах над поверхностью, отчетливо видим атмосферу – она похожа на дымку, которая опоясывает Землю. Можем рассмотреть моря, океаны, горы, а с помощью современной оптики даже самолеты и корабли! Другие планеты видны так же, как с Земли – вдалеке.
Космос – это чудо. Где еще можно встретить рассвет по 15 раз в сутки? Международная космическая станция облетает вокруг Земли за полтора часа. И в каждый такой временной отрезок мы видели смену дня и ночи.
— А невесомый быт не напрягает?
— К особенностям космического быта быстро привыкаешь. У каждого космонавта своя небольшая каюта для сна. Развернуться там особо негде, но для полноценного отдыха места хватает. Залетаешь в нее и спишь, главное – покрепче пристегнуть спальный мешок к стенке, а то можно проснуться совершенно в другом месте.
Раньше космонавты не снимали скафандр на протяжении всего полета, теперь в повседневной жизни на станции они носят майку с шортами или брюками. На орбите майки представлены в шести цветах, чтобы выбрать в зависимости от настроения. Вместо пуговиц – молнии и липучки, они не оторвутся. Чем больше карманов, тем лучше. Они позволяют быстро прятать предметы, чтобы не разлетались в невесомости. Вместо обуви носят толстые носки. Для гигиены тела используют влажные салфетки и полотенца.
— Сейчас вы активно готовитесь к полету, сдаете предполетные экзамены. Чем вы будете заниматься в космосе на этот раз?
— На экзаменах мы экипажем распознаем и парируем внештатные ситуации, которые могут возникнуть на корабле и станции – пожар, разгерметизация, утечка аммиака и т.д. Не скажу, что это сложно, просто нужно заниматься регулярно.
В космосе мы планируем провести более 50 экспериментов: медицинских, биологических. Самый уникальный из них – магнитный 3D-биопринтер. В невесомости мы будем пробовать печатать ткани, в том числе и для организма человека. На Земле это уже делают, но если удастся сделать и в космосе, то Россия совершит прорыв первой.
С моим коллегой, борт-инженером Ником Хейгом, мы полетим вдвоем, корабль у нас будет другой – серии «МС». Внешне он такой же, как и мой первый корабль серии «ТМА», но с более современной начинкой, здесь уже используется спутниковая навигация, другая система причаливания и стыковки. Добираться до станции будем снова по быстрой схеме – всего за два часа, хотя обычно полет занимает двое суток. На станции нас уже ждут трое космонавтов и астронавтов. Возможно, на спуске нас станет больше – к нам присоединится космический турист из Арабских Эмиратов.
— И сколько же стоит такая экзотическая путевка?
— Не так давно десятидневное пребывание в космосе стоило 50 миллионов долларов.
— Как физически переносится невесомость?
— Когда начинается невесомость, ощущение, что ты стоишь на руках, а вся кровь прилила к голове. Это не очень приятно, но постепенно организм привыкает к такому состоянию. У кого-то адаптация длится неделю, у кого-то несколько дней. Мне достаточно двух суток.
— Перед стартом соблюдаете какие-то традиции?
— Обязательно. За день до вылета всем экипажем смотрим «Белое солнце пустыни». Однажды один экипаж пренебрег просмотром, и полет прошел не совсем гладко. Тот космонавт, который летит впервые, сажает дерево на аллее космодрома.
— Ваше пребывание в космосе продлится чуть дольше прежнего срока – в течение 186 суток. За такой срок успеваешь соскучиться по земным вещам?
— Больше всего я скучаю без родных людей. Поэтому обязательно возьму их фотографии и письма. Жена вышила для меня небольшую иконку святого Алексея и картину с Юрием Гагариным – они полетят со мной. Также как и мягкая игрушка-такса. В прошлый раз индикатором невесомости служила игрушечная сова, которую я одолжил у дочки. Сейчас мы заказали таксу – в память о нашем домашнем питомце и как символ этого года – на удачу. Кстати, сшила ее девушка из Рыбинска Ксения Колосова. За это ей отдельное спасибо.
Не хватает на орбите домашней пищи. Рацион питания у космонавтов довольно разнообразный – перед полетом мы дегустируем и отбираем блюда из 160 наименований: рыба, мясо, разнообразные десерты. Еда из тюбиков – в далеком прошлом. Сейчас в такую тару упаковываются только мед и приправы, остальное же меню представлено в виде консервов и сублимированных продуктов, которые необходимо просто развести водой.
Но иногда страсть как хочется жареной картошки! Да с соленым огурчиком! Еще мне не хватало фруктов. Грузовой корабль доставляет их на станцию, но не так часто, к тому же пока они летят три недели, могут испортиться. Я мечтал об арбузе, и мне вручили его сразу после приземления на Байконуре.
— Главное чувство, которое вы испытали в космосе?
— Чувство удовлетворения. Я шел к этому долгих девять с половиной лет. Должен был полететь на полтора года раньше, но по независящим от меня причинам полет откладывался. Летая, я понял – это мое, здесь, в космосе, я, как рыба в воде. Моя мечта сбылась!
Надежда Максимова
Алексей Овчинин
В космосе мы планируем провести более 50 экспериментов: медицинских, биологических. Самый уникальный из них – магнитный 3D-биопринтер. В невесомости мы будем пробовать печатать ткани для организма человека. На Земле это уже делают, но если удастся сделать и в космосе, то Россия совершит прорыв первой
Десант космический планету покидает,
Зовут их звезды в голубую синеву,
Там экипаж с Земли замену поджидает,
Чтоб прилетев обнять любимую семью.
Привычной стала в космосе работа,
Кто раз слетал, тот полетит и во второй,
Подняться в высь мальчишке каждому охота,
Чтобы героем прилететь потом домой.
Гордиться Рыбинску сегодня есть причина,
На МКС летит повторно наш земляк,
Наш волжский парень, Алексей Овчинин,
А быть волжанином в России — не пустяк!
Он мог бы стать известным музыкантом,
Играть романсы, классику и джаз,
Но после школы быть решил курсантом,
Чтобы летать и называться гордо АС!!!
Гордится нашими пилотами Россия,
Вам мирный космос покоряется сейчас,
И все Военные Космические Силы
Должны быть самыми надежными у нас!!!