Темы 8 сентября 2018 10:00

Увидеть необычное в обычном

В октябре исполнится год с открытия рыбинского «Кванториума»

Сейчас в технопарке, где учат изобретать, креативно мыслить и воплощать в жизнь смелые технические проекты, занимаются около 800 ребят. В новом учебном году здесь откроется новое направление – dataквантум, которое изучает космические технологии.

О победах на престижных конкурсах и необыкновенных изобретениях мы узнали, накануне начала учебного года побеседовав с директором «Кванториум 76» Татьяной Таловой.

Время открытий

Несмотря на летние каникулы, стены рыбинского «Кванториума» не пустуют. Самые упорные старшеклассники работают над изобретениями. В одной из аудиторий кипит коллективная работа над прибором, который еще даже не имеет названия.

— Он необходим для обследования состояния различных труб – от нефтяных до коммунальных. Устройство запускают внутрь, и оно ищет скрытые дефекты, — рассказывают ребята.

Это только одна из полезных разработок питомцев «Кванториума» в Рыбинске. Другие уже не только имеют названия, они побеждали в престижных конкурсах, их готовы внедрять солидные предприятия. При этом директор «Кванториум 76» Татьяна Талова не считает это своей основной целью. Главное, чтобы детям было интересно.

— Татьяна Михайловна, за плечами – год работы «Кванториума». Каких результатов удалось добиться?

— Перед нами стояла глобальная задача – научить детей основам проектирования, помочь самостоятельно изобретать и собирать технические устройства, которые нужны обществу. За год они освоили 3D-моделирование, паяльные работы, новые технологии программирования, учились управлять квадрокоптерами, научились работать с уникальными для нашего региона сверхточными микроскопами.

Самое главное – ребята учились работать в группах, поняли – в одиночку даже очень хороший специалист не сможет добиться результата. Объединившись, талантливые программисты, конструкторы, моделисты смогли сделать шестиколенного робота, автобот, который ведет съемку на дне океана. В результате появились проекты, которыми по-настоящему гордимся. Надеюсь, что на них будет спрос на серьезных предприятиях.

— Но ведь речь идет всего лишь о детских проектах.

— Это неважно. У нас есть проект, которым заинтересовался Институт биологии внутренних вод имени Папанина в Борке. Это робот, при помощи которого можно изучать дно Рыбинского моря.

Среди других серьезных партнеров «Кванториума» – ПАО «ОДК-Сатурн», судостроительный завод «Вымпел», Рыбинский завод приборостроения, НПО «Криста», РГАТУ.

Например, авиационный завод предложил ребятам несколько тем для интеллектуального штурма. Они должны придумать, как распугивать птиц с территории завода, отслеживать очередь в столовой. В рамках каждого кейса ребята должны будут разработать свои предложения. Помимо этого, специалисты «Сатурна» читают в «Кванториуме» лекции по патентоведению, продвижению интеллектуальных продуктов.

Также предприятия приглашают кванторианцев на экскурсии в цеха. Наши партнеры отмечают, что ребята постоянно продвигаются в своих знаниях. Для заводов «Кванториум» – это реальная кузница кадров.

Признаюсь, некоторые разработки наших ребят для меня – загадка в хорошем смысле этого слова. Среди них – проект устройства, которое с помощью зеркал улавливает свет луны. Такая разработка может найти применение в энергетике.

Также на счету кванторианцев – модель машины, которая благодаря специальному устройству не может врезаться в препятствие или другое авто.

— В «Кванториуме» действует пять основных квантов, или иными словами – направлений. В даль-нейшем планируете расширяться?

— Сейчас наши ребята занимаются по выбору в робоквантуме, наноквантуме, энерджиквантуме, аэроквантуме и it-квантуме. Помимо этого, у нас есть зона 3D-моделирования, обучения работе на станках с ЧПУ.

Федеральный оператор, курирующий работу кванториумов по всей стране, предлагает открыть data-квантум. Здесь ребята будут изучать космическую связь, программирование с большим объемом данных.

Также мы лелеем надежду на появление судоквантума. В городе есть судостроительные предприятия, поэтому идея лежит на поверхности.

— Судя по всему, учиться в «Кванториуме» нелегко. Все ли ребята справляются с программой?

— На конец прошлого учебного года у нас было 760 детей. При этом при открытии их насчитывалось 850. Учиться в «Кванториуме» действительно непросто. Все потому, что у нас действует «вытягивающая» модель обучения, когда ребенок изучает предметы, научные факты, которые нужны для разработки того или иного проекта. Такое обучение может опережать школьные знания на пять и более классов. Но дети быстрее, нежели взрослые, все схватывают, додумывают, поэтому большинство с программой справляются.

— Ребята хотят  в дальнейшем стать конструкторами, инженерами, заниматься научными разработками?

— Сейчас им просто интересно заниматься наукой, воплощать в жизнь свои идеи. Если кто-то решит сделать это своей профессией – замечательно. Но лично для меня важнее, чтобы детям было интересно в «Кванториуме», чтобы они всесторонне развивались.

— Как педагогам удается быть учеными и хорошими учителями, способными доходчиво донести знания?

— Наверное, это самый сложный вопрос для нас. Практически все наши преподаватели имеют техническое образование. Чтобы стать настоящими педагогами, они продолжают учебу. Сейчас 14 человек получают второе высшее образование.

Помимо университетского образования, наши специалисты обучаются в Сколково. Здесь они более углубленно знакомятся с технологиями преподавания проектной деятельности.

— Статус обязывает?

— «Кванториум» постоянно должен генерировать инновационные разработки. В этом основная сложность и основная цель нашей работы. Любой проект, любое открытие наших ребят должны быть инновационными.

Мы постоянно находимся в состоянии первопроходцев. Вот и в новом учебном году в «Кванториуме» нужно будет отработать комплексную учебную программу. Помимо работы в квантумах, все наши ребята должны изучать шахматы, английский язык, работу на станках.

В дальнейшем мы планируем открыть школу интеллектуального развития «Интеллектум» для дошкольников. Здесь шестилетки начнут осваивать  программирование, 3D-моделирование, информатику, роботехнику, развивать системное мышление и логику.

— Как оценивается работа рыбинского «Кванториума» по сравнению с другими технопарками страны?

— На федеральном уровне действует специальный рейтинг, включающий зеленую, желтую и красную зоны. Они символизируют стабильное развитие, наличие проблем или регресс. «Кванториум» в Рыбинске находится в зеленой зоне. Наш технопарк – в лидерах по самым разным направлениям, от числа детей и уровня заработной платы педагогов до количества побед и успешных выступлений в различных конкурсах.

Наши электронщики занимали первые места во всероссийских соревнованиях. Младшие школьники разработали уникальный проект «Шлюз», создали капсулу, которая помогает поддерживать его техническое состояние. Эта разработка получила высокую оценку специалистов, в очередной раз доказала, что наши дети мыслят на уровне инженеров-конструкторов. Они могут видеть необычное в обычных вещах. Например, ребята придумали автобус-трансформер, где в нужный момент убираются сиденья, и пассажиры могут выйти на крышу, которая превращается в прогулочную площадку.

Надеюсь, что в наступающем учебном году таких интересных проектов будет еще больше.

Александра Белова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме