Особенные дети. Дети с отклонениями в развитии – физическом или интеллектуальном. Дети, которым могут дать инвалидность с рождения… А могут помочь адаптироваться к жизни и стать полноценным членом общества
Обилие ярких цветов – первое, что бросается при входе в реабилитационный центр Рыбинска «Здоровье» для детей и подростков с ограниченными возможностями. Длинные коридоры, кабинеты, оснащенные медицинским оборудованием, и при этом никакого ощущения больничных стен. В каждом помещении – свой интерьер и своя цветовая гамма, ведь для особенных пациентов центра нужен особенный климат.
Каждый год здесь проходят реабилитацию триста детей с рождения и до восемнадцати лет. Пациенты с разными формами ДЦП, в том числе и тяжелыми, задержкой психического и психоречевого развития, с аутичным поведением, синдромом Дауна и другими диагнозами приезжают в Рыбинск со всей Ярославской области. Весной центру исполнилось 20 лет.
— Лучше бы нас не было, — неожиданно говорит директор «Здоровья» Алла Разживина. – Но, увы, потребность в центре по-прежнему, как и двадцать лет назад, велика – детей с ограниченными возможностями меньше не становится.
В далекие 90-е рыбинские мамочки столкнулись с серьезной проблемой: их особенных малышей не принимали в детские сады. Оформлять инвалидность считалось чем-то постыдным и непопулярным. Тогда городские власти во главе с Валерием Рубцовым подняли вопрос на уровне Москвы и получили добро на создание специализированного детского сада на три группы. Но в процессе работы педагоги поняли, что их усилий не хватит – нужно работать в связке с медиками. Спустя пять лет появился центр «Здоровье» – единственный на всю Ярославскую область.
— Перебирались в него со всем своим скарбом и тридцатью детишками из сада, – вспоминает Алла Разживина. – Трудные времена были, но Рыбинск помогал, и спонсоры находились. Большие деньги «выбил» Анатолий Лисицын, а на средства княгини Марии Магаловой из Франции, чьи родовые корни здесь, в Рыбинске, приобрели полностью всю мебель.
Поначалу специалистам центра приходилось иметь дело с «легкими» диагнозами вроде плоскостопия и сколиоза. Потом в центре появился класс для пациентов с задержкой развития. А в двухтысячных стали оказывать помощь и младенцам с кривошеей, дисплазией, родовыми травмами – их, по воспоминаниям сотрудников центра, в то время было немало.
Сегодня 78 процентов диагнозов – неврологические, много генетических отклонений, в том числе синдром Дауна.
— Как показала практика, мы не зря подстраивались под тенденции, – говорит руководитель. – Чем раньше начать реабилитацию, тем успешнее результат. Главная для нас задача в том, чтобы дети, которые по состоянию здоровья могут учиться, пошли в школу приспособленными к внешнему миру.
Сейчас в центре «Здоровье» четыре отделения. Стационар работает по принципу санатория – целый месяц пациенты, преимущественно из соседних районов Рыбинска, живут здесь и проходят необходимый курс, который можно повторять до 4 раз в год. Отделение дневного пребывания – своего рода специализированный детский сад, а в отделениях медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи занимаются не только дети, но и их родители.
— Только при участии родителей будет системный подход в лечении. Бывает, что с ребенком два месяца занимается логопед, а дома с ним продолжают общаться привычным способом жестов, в итоге он возвращается к нам, как чистый лист.
Логопеды, дефектологи, невролог, физиотерапевт, травматолог-ортопед, инструктор по лечебной физкультуре – настоящий десант, который готов поставить на ноги даже неокрепшего ребенка с особенностями развития или после травмы.
Массаж, парафинотерапия, пескотерапия, аппарат, вырабатывающий «горный воздух» с пониженным содержанием кислорода, лечебные ванны, тренажер Гросса, помогающий восстановить двигательные навыки, и костюм «Адели» для пациентов с ДЦП – все это дарит шанс если не на полное выздоровление, то на заметное улучшение здоровья.
— По ходу лечения наблюдаем динамику, корректируем те или иные процедуры, – говорит Алла Разживина. – Наши специалисты готовы работать с разными диагнозами и, самое главное, готовы учиться. Казалось бы, удивительно, но логопеды могут даже научить младенца сосать мамину грудь, если у него нет рефлекса!
Работать с особенными детьми очень трудно и физически, и эмоционально.
А поток пациентов большой – коррекционных детских садов в городе единицы, не хватает и специалистов. Такие нагрузки выдержит не каждый. Но в центре есть сотрудники, которые здесь с самого основания.
— За доброту и терпение они заслужили медаль, – говорит Разживина. – И дети наши – большие молодцы, ставят цель и шаг за шагом идут к ней. У нас много историй о том, как ребята с тяжелыми формами ДЦП, с сохранным интеллектом не замыкаются в своих четырех стенах, а адаптируются к жизни, занимаются творчеством, получают высшее образование. Была у нас девочка, которая в шесть лет заявила: «Моей маме заниматься мной некогда, а я очень хочу жить!». И, представляете, она сама ходила в центр на процедуры, сама себя выучила, потом устроилась на работу, вышла замуж и обрела настоящую любящую семью – как и мечтала. Вот что значит сила воли.
Социализация детей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, – большая часть работы педагогов и медиков. Ребята регулярно бывают на выставках в музее, в библиотеке, музыкальной школе и даже цирке – новенький микроавтобус, приобретенный для центра, приспособлен для перевозки таких пациентов. Это позволяет им не чувствовать себя ограниченными или не такими, как все.
Логопеды, дефектологи, невролог, физиотерапевт, травматолог-ортопед, инструктор по лечебной физкультуре…
В центре «Здоровье» – настоящий десант, который готов поставить на ноги даже неокрепшего ребенка с особенностями развития или после травмы