Знакомый нам облик Рыбинского музея-заповедника – винегрет стилей и коллективное творчество.
Как музейные фонды оказались в гостиничных номерах? Откуда в большом зале эстрада для оркестра? Это мы узнали у Оксаны Гожалимовой, заместителя директора музея.
Хлебная биржа, госпиталь, больница, речной вокзал, музей. Жизнь у здания на Красной площади насыщенная, здесь размещались самые неожиданные учреждения.
Сегодня сложно представить в этих стенах что-то иное, кроме картин, скульптур, старинной мебели. Но в восьмидесятые годы здесь планировался речной вокзал – богатый, даже роскошный: с гостиничными номерами, огромным рестораном, залами ожидания.
— Речной порт получил здание Хлебной биржи в 1983 год, и сразу включил его в план капитального ремонта. В те времена порт был организацией с достатком. Они строили в Рыбинске дома, детсады, дороги. И вот, в их документах появилась еще одна статья расходов: переделать бывшую больницу Пирогова под речной вокзал. Ежегодно на эти цели выделялись несколько сот тысяч рублей. За работами пристально следили на городском уровне – реконструкция здания биржи стояла в плане соцсоревнований Рыбинска, — рассказывает Оксана Гожалимова.
Однако, несмотря на всю патетику, работала всего одна бригада, состоящая из нескольких рабочих. Делали все не спеша, постепенно перебираясь от одного зала к другому. Стояла задача – перестроить здание Хлебной биржи внутри.
К счастью, фасад никто из владельцев не решился трогать. А вот внутри все, кто вселялся в здание, потрудились на славу. Начиная с купцов, которым разрешили перекраивать цокольный этаж под торговые помещения по своему разумению. И заканчивая строителями речного порта, которые все в том же цокольном этаже подняли полы на 1,5 метра, а пустое пространство забили строительным мусором и забетонировали, превратив «царские» потолки в прозаичные двухметровые.
Постепенно в бирже появились гостиничные номера, билетные кассы, зал ожидания. Был в проекте даже ресторан. Его планировали разместить в большом зале. Большой зал перекроили особенно серьезно: во времена Пироговской больницы здесь умещалось два полноценных этажа. Их снесли и возвели эстраду для ресторанного оркестра, которая и по сей день делит правую часть зала пополам. И здесь же, в зале, где сегодня демонстрируют шедевры Зинаиды Серебряковой и Ивана Айвазовского, планировали устроить умывальную комнату с отхожим местом – прямо под эстрадой.
В купеческом зале предполагали устроить кулинарный цех горячего приготовления. Красивую историческую лепнину на потолке отбили во время переделки помещения. Гипсовые розетки восстанавливали уже для музея.
В начале девяностых залихорадило всю страну. Разорился и рыбинский порт. Здание Хлебной биржи передали городу. Идея устроить там речной вокзал так и не осуществилась.
Тем временем здание Мучного гостиного двора, где тогда располагался музей, пришло в плачевное состояние. Руководители Рыбинска решили переселить искусство в роскошное здание биржи. Музей переехал в новое здание в 1993 году.
От вокзала в наследство достались не только гостиничные номера, где сейчас расположены музейные фонды. Две огромные люстры, заказанные специально для ресторанного зала, так и не начали светить рыбинцам-гурманам. Зато сегодня они освещают шедевры изобразительного искусства.
— Металлические каркасы для люстр заказывали в Ленинграде. А в Гусь-Хрустальном – 164 хрустальных светильника. Люстры доставили в Рыбинск по воде. Сотрудники музея везли их из порта на грузовиках. Есть легенда, что их создавали по эскизам парадных люстр в Эрмитаже, — говорит Гожалимова.
Новоселье музей смог отметить только через полтора года. Реконструкция, неспешно проводимая рабочими речного порта, так и не была завершена. Здание попало в руки музейных сотрудников в разгромленном состоянии. Да и задача перед ними стояла иная – нужно было возродить исторический облик здания 1910 годов постройки, максимально вернуть ему первоначальный вид.
— Заказывали дубовые окна и паркет, меняли двери и решетки. Кузнец по заказу выковал парадную лестницу на эстраду. Долго думали, что с эстрадой делать, и даже планировали продлить ее вдоль стен. Убрать ее опасались – могли не выдержать столетние стены, — рассказывает замдиректора.
Когда музейщики закончили ремонт и въехали, после Мучного двора огромные залы и просторные коридоры показались роскошными. Знакомые экспозиции, ранее располагавшиеся в тесноте, заиграли иными красками.
— Однако сегодня, спустя 25 лет, кажется, что места не так уж и много. Хочется больше пространства для выставок, чтобы картины и фотографии радовали посетителей дольше, — говорит Оксана Гожалимова. — Мы выставляем лишь 5% тех сокровищ, которыми обладаем. Поэтому мы очень ждем, когда отремонтируют Мучной гостиный двор. Уже решено сделать там большую экспозицию по XX веку.