Мнение 23 февраля 2011

Важный выбор: профессия — акушер

Акушер Александр Грязнов — как выбрал профессию, с какими трудностями столкнулся, что ждет систему родовспоможения

Когда человек приходит в этот мир, первый, кто берет его в заботливые руки — врач-акушер. Александр Грязнов — главврач рыбинского Перинатального центра — половину жизни помогает женщинам обрести счастье материнства. 2011 год для него юбилейный.

Почему выбор пал на эту профессию, с какими трудностями довелось столкнуться и что ждет систему родовспоможения в ближайшее время, читайте в нашем интервью.

В медицину Александр Станиславович пошел по стопам матери, долгое время проработавшей терапевтом. правда, для себя решил выбрать более сложную специальность акушера, когда отвечать приходится не за одну, а за две жизни сразу.

Учеба в Ярославском медицинском институте давалась Александру легко, сразу после его окончания он прошел интернатуру в гинекологическом отделении ГБ № 1. Через год новоиспеченного доктора направили в больницу поселка Волга Некоузского района, где он не только работал акушером-гинекологом, но и вел терапевтических и хирургических больных и даже ассистировал при проведении операций.

— Первые принятые роды, к своему стыду, не помню, — говорит Александр Станиславович, — я тогда еще студентом был, уж почти тридцать лет прошло. Могу сказать одно: чувство страха не испытал. Лишь один нестандартный случай вспоминаю до сих пор, потому что ничего подобного мне больше не приходилось наблюдать.

Тогда я уже работал в родильном отделении ГБ № 1, где заведующей была Елена Николаевна Винокурова. Ночью к нам привезли женщину. Провели обследование, оказалось — внематочная беременность. Больше всего впечатлил ее срок — плод развивался вне матки 18 недель!

С 1985 года Александру Станиславовичу довелось поработать и в родовом, и послеродовом отделениях, отделении гинекологии и патологии беременных, женской консультации. Самые напряженные будни проходили в родовом. Дежурства нес один акушер-гинеколог.

Если женщина начинала рожать, на подмогу к доктору бежали акушерки. Анестезиологов подключали только для проведения операций кесарева сечения. Больше персонала не было. В 80-е годы на свет появлялось в среднем 5 тысяч (!) младенцев в год — медики несли колоссальные нагрузки.

— В сутки принимали стабильно по 12-15 родов. При этом из оборудования у нас был только акушерский деревянный стетоскоп для прослушивания сердцебиения малыша. Ни о каких аппаратах УЗИ, фетальных мониторах и прочей технике, которая появилась позже, не шло и речи.

Да что там говорить, если в здании родильного дома на улице Урицкого даже горячей воды не было. Не хватало мест в родовых залах, некоторым женщинам приходилось рожать прямо в коридоре больницы. Но мы справлялись, во многом за счет того, что большая часть родов протекала без осложнений. Сейчас, увы, здоровых женщин становится все меньше — лишь 40 процентов родов можно назвать нормальными, — констатирует доктор.

Уровень рождаемости резко упал в 90-х, выросло количество абортов. Так, в 1995 году в Рыбинске свой первый крик издали 1900 детей, а абортов сделано 5300.

Времена были сложные, и чтобы сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы, улучшить качество обследования и лечения беременных, рожениц и молодых мам, в 1994 году на базе родовых отделений и женских консультаций создается Перинатальный центр, который возглавил Александр Станиславович.

Обязанности главного врача — на 70 процентов работа с бумагами, но он, имея огромный багаж знаний и навыков, не оставляет и практику: продолжает принимать роды, проводить сложные операции.

— Создание Центра позволило нам снизить младенческую смертность в два раза, значительно повысить уровень рождаемости — до 2300 малышей в год, — говорит врач. — Изменился подход к родам.

Сейчас их принимает целая бригада, в которую входят два акушера­-гинеколога, неонатолог (детский врач), детская медсестра, акушерки, лаборант, при необходимости врач анестезиолог-реаниматолог. Роженица находится в индивидуальном родовом зале. когда малыш появляется на свет, его сразу прикладывают к груди матери, а через два часа обоих переводят в палату.

С первых минут жизни дитя вместе с мамой. Мы стали практиковать и семейные роды. Раньше никто и представить не мог, что в святую святых — родильный зал — может войти супруг роженицы, теперь такие роды все популярнее. Если мужчина морально подготовлен, его присутствие приносит несомненную пользу — женщина чувствует себя спокойнее, и роды проходят легче.

Предстоящие два года для Перинатального центра — период непростой, но для всех долгожданный. Учреждение включается в программу модернизации здравоохранения, в рамках которой сюда должно поступить высокотехнологичное новейшее оборудование и произведен капитальный ремонт — от подвала до крыши здания.

— Развиваться есть куда, — говорит Александр Станиславович, — необходимо совершенствовать службу реанимации новорожденных. Хоть наши доктора и научились спасать недоношенных младенцев с весом от 800 граммов, нам нужно современное оборудование для выхаживания ослабленных новорожденных, аппараты УЗИ.

Правда, как оказывается, не все упирается в деньги. Остро стоит кадровая проблема. Не хватает анестезиологов, неонатологов — не хотят молодые специалисты идти на столь ответственную работу за мизерную зарплату. Учить некого, а скоро будет и некому — опытные врачи уходят в частные клиники.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме