Мнение 14 марта 2012 13:06

Сергей Маслов: «Найти виновного будет сложно»

С 1 января 2012 года вступил в силу ФЗ № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». О его актуальности и грядущих переменах мы расспросили директора ООО «Рыбинск-лифт» Сергея Маслова.

—  Сергей Юрьевич, чем, по-вашему, вызвана необходимость принятия нового закона?

— О необходимости внесения изменений в законодательную базу в сфере страхования опасных производственных объектов (ОПО) говорили уже давно. Но только после трагических событий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» с большим числом человеческих жертв и огромным ущербом процесс сдвинулся с мертвой точки. В прошлом году был принят закон, который вводит практику обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникшим в результате причинения вреда здоровью третьих лиц вследствие аварии.

— А как регулировались вопросы, связанные со страхованием ОПО до сих пор?

— Их регулировали два федеральных закона, но до сих пор страхование таких объектов, в частности лифтов, на бумаге было добровольным, на деле — добровольно-принудительным. Лифт попросту не ставили на регистрацию, пока не будет оформлен страховой полис. Теперь страхование приобрело статус обязательного. С 1 января страховой полис стал обязательным не только для автовладельцев (ОСАГО), но и для всех владельцев ОПО, которые сегодня числятся в реестре Ростехнадзора, и для тех, кто попадает в него согласно новому закону.

— Лифты — лишь часть объектов, входящих в категорию опасных…

— Под действие закона также подпадают теплосети, эскалаторы, АЗС, подъемные краны и газовые котлы и другое оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскалей или при температуре нагрева воды более 115°С. Новацией является то, что в перечень опасных производственных объектов впервые включены АЗС и газонаполнительные станции. Все владельцы ОПО (в т.ч. АЗС и АГЗС) будут обязаны иметь страховой полис. Для объектов, являющихся государственной или муниципальной собственностью, для эскалаторов и лифтов в жилых домах закон начнет применяться с 1 января 2013 года.

— Не секрет, что страховые суммы значительно вырастут. На кого лягут затраты?

— Если в старом законе страховые суммы составляли от
100 тыс. до 7 млн. рублей, то в новом —  они увеличатся в разы: от 10 млн. до 6,5 млрд. рублей. В этой ситуации владельцы лифтов, коими являются УК, вряд ли возьмут на себя дополнительные расходы по страхованию. Все это будет «загнано» в тариф, и люди просто увидят в квитанции новые цифры. Другими словами, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Вас застрахуют за ваши же деньги. Сейчас 25 коп. с кв. м в тарифе идет на страховку и проведение экспертизы, полного или частичного освидетельствования. Этих денег на новую страховку явно не хватит. Во сколько раз вырастет  сумма, необходимая для получения вашим лифтом нового страхового полиса, пока никто не знает.

— Какая ответственность предусмотрена законом за отсутствие полиса?

— Прекращение эксплуатации опасного объекта и наложение административного штрафа. Суммы очень существенные: для должностных лиц — от 15 до 20 тыс. рублей, для юридических — от 300 до 500 тыс. рублей. Штрафы за отсутствие полиса вступят в силу с 1 апреля 2012 года. Теперь, кроме Технадзора, проверять наличие полиса обязательного страхования будет МЧС.

— В каком состоянии находится лифтовое хозяйство?

— Ситуация с лифтами в целом по стране близка к катастрофической. В 2010 году в России нуждалось в замене 150 тыс. лифтов. За прошедший год к этой цифре прибавилось еще порядка 30%. По моим подсчетам, сделанным два года назад, только по Рыбинску нужно около 750 млн. рублей для замены лифтов. Прошло
2 года, и сумма выросла до 1 млрд.

— Но ведь деньги с населения на обслуживание и ремонты лифтов собираются…

— Да, и довольно большие, серьезные суммы. Но некоторыми компаниями не вкладывается в ремонт ни копейки.

— Кто же будет «крайним», если упадет лифт?

— Как у нас это часто бывает, найти виновного будет проблематично, а то и вовсе нереально. «Булгария» затонула вместе с капитаном, он и виноват! А тот, кто выпустил судно, кто его эксплуатировал, остались в стороне! Огромное количество служб, которые должны были контролировать, участвовать в первую очередь в обеспечении безопасности пассажиров, будь то судно, самолет, лифт, как бы не при делах. Прогнила вся система: сегодня многое доведено до убитого состояния, но контролирующие органы закрывают глаза.

— Иными словами, виновного будет не найти?

— Каждый несчастный случай, аварийная ситуация  рассматриваются индивидуально. Есть множество факторов, которые могут стать причиной. Допустим, несанкционированный допуск. Кто-то проник в машинное отделение, а в результате другой человек погиб. Запросто авария могла произойти и по вине самих пассажиров. А вот доказать факт виновности УК, что довела жилфонд до такого состояния, что лифт рухнул, вину экспертной организации, что проводила осмотр и ничего не обнаружила либо закрыла глаза, будет очень сложно. И вроде огромное количество людей, а виновного нет!

Если брать мою организацию, все открыто. Когда экспертами выявляются нарушения, они обязательно записываются и устраняются. Мне не надо чистых бланков, любой человек понимает: если лифту 38 лет, у него не может быть все в порядке. Он отпахал уже полтора срока. Если бы человек дожил до ста, могло у него быть все нормально? А это — железо!

— Один из плюсов закона — увеличение размера компенсации пострадавшим…

— В действующем законодательстве не была предусмотрена ответственность владельцев предприятий перед своими подчиненными. Новый закон призван защитить не только третьих лиц, но и тех, кто трудится на ОПО, от подобных ситуаций, гарантируя оплату расходов на лечение и материальных потерь, связанных с утратой трудоспособности. Для определения размера страхового возмещения в части вреда, нанесенного здоровью третьих лиц, страховые компании с 1 января 2013 года будут использовать таблицу страховых выплат, по которой их размер будет устанавливаться в зависимости от характера повреждения. К примеру, в случае гибели кормильца его семья получит 2 млн. рублей.

— Как, по-вашему, реально будет получить такую сумму?

— Хоть в законе и прописаны достаточно большие компенсационные суммы, на деле, я думаю, получить эти деньги будет непросто. Реально должно быть доказано, что это страховой случай, установлены виновные: организация, лицо или факторы, которые повлияли. Но практика всех громких дел показывает, что найти там кого-то невозможно…

— Значит, в части безопасности рискованных объектов ничего не изменится?

— В целом у меня пессимистический взгляд на вещи. Слишком хорошо я знаю ситуацию изнутри. Помню, как год назад все тряслись с выходом нового технического регламента для лифтов. Но ничего не изменилось. Просто заставили экспертные организации, а их по стране порядка 1200, пройти аккредитацию, собрали с каждой по два с лишним миллиона за смену одной бумажки на другую. Сейчас ситуацию накаляют страховые компании, пытающиеся побыстрее получить «жирные куски» и «в мутной воде половить рыбки». В целом я не думаю, что с принятием нового закона о страховании ОПО что-то глобально изменится. Вспомните про ОСАГО: ввели страховку автомобилей. Хочешь не хочешь, а плати, но осторожней-то ездить не стали, просто легче решается вопрос страхового возмещения.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме