Лучшую в стране 20-процентную сметану выпускают на Рыбинском молочном заводе.
Рассказываем, как достигают успеха
Каждый день на Рыбинском молочном заводе проводят дегустацию продукции. Традиция давно стала частью сложного технологического процесса, отработанного до мелочей. Своими молоком, сметаной и кефиром коллектив предприятия гордится не зря – вкусная молочка не раз получала высшие награды и золотые медали на российских и международных конкурсах.
Побывав на заводе, мы узнали секреты и особенности производства популярных продуктов.
Сказку о молочных реках и кисельных берегах на Рыбинском молочном заводе перекроили на свой лад, в полном соответствии с современными требованиями к организации производства.
Здесь чисто и красиво. Стоят большие емкости с молоком и кефиром, автоматизированная линия по упаковке молока, по которой стройным рядом движутся наполненные коробки. В конце линии их запечатывают в групповую упаковку и сразу отправляют на склад, где поддерживается определенная температура. Уже с утра свежее молоко отправится в магазины Рыбинска.
В общей сложности за сутки на предприятии производится 12 тысяч упаковок молока, сметаны и кефира. Заведуют этим процессом всего несколько человек. Большой штат здесь не нужен.
— На предприятии практически исключен ручной труд, весь процесс автоматизирован. У нас пролонгированы сроки годности молока – 7 суток, кефира – до 10 суток, сметаны – до 14 суток. Добиться этого позволяет современная моечная станция, выработка продукции в закрытом оборудовании, — рассказывает директор по качеству предприятия Вера Сухачева.
Специалисты только нажимают нужные кнопки на хитроумных приборах, которые выполняют основную работу. Один щелчок – и включен деаэратор, который устраняет из молока посторонние запахи. Пастеризационно-охладительная установка сама запустит производство молочных продуктов, работнику нужно лишь выбрать необходимую для сметаны, молока или кефира программу. Даже забор молока у поставщиков проходит в автоматическом режиме. Но только после лабораторных испытаний.
На предприятии – две лаборатории: для контроля входящего сырья и конечного продукта. Химики контролируют даже моющие средства в бесконтактной сип-мойке и всю упаковку.
— Время проверки зависит от метода анализа. По ГОСТу образцы сырья и готового продукта проверяются от нескольких минут до нескольких суток, — рассказывает заведующая лабораторией Екатерина Щенникова.
Лаборанты работают не только на предприятии, они выезжают на фермы, смотрят, в каких условиях содержаться коровы, какие им дают корма. Здесь принимают во внимание даже родословную и породу буренок!
Благодаря скрупулезному подходу продукция Рыбинского молочного завода регулярно берет призы на российских и международных конкурсах качества.
На предприятии уже собрана большая коллекция всевозможных наград. Лидер по знакам отличия — 20-процентная сметана. В этом году она уже в четвертый раз завоевала Гран-при и «золото». Награды коллектив получил на традиционной Международной молочной неделе, проходившей в Угличе в июне и в Сочи в сентябре.
Вера Сухачева считает, что совершенствование продукции — непрерывный процесс. Хотя, казалось бы, сметана и кефир уже признаны экспертами, нравятся покупателям, и можно успокоиться. Но нет. Специалист с большим стажем продолжает экспериментировать с заквасками, чтобы добиться идеального результата.
Кисломолочные продукты — одни из самых полезных для человека, они богаты витаминами, молочнокислыми микроорганизмами, уничтожающими патогенную микрофлору в кишечнике, помогают оздоровлению организма. Например, сметана обладает очень хорошей усвояемостью. Это объясняется изменениями, происходящими с белковой частью молока в процессе сквашивания. В результате молочнокислого брожения исконно русский продукт приобретает диетические свойства.
— Нам важно, чтобы кисломолочные продукты были вкусными и качественными, чтобы взрослые и дети ели их регулярно, — рассказывает Вера Юрьевна. Она со знанием дела настаивает на пользе молока, которое в последнее время впало в немилость у любителей здорового питания. — Если нет аллергии на лактозу, то его можно и нужно употреблять.
Парадоксально, но качество молочной продукции не является стопроцентной гарантией успеха предприятия. Рыбинский молочный завод сталкивается с проблемами, актуальными для многих российских производителей. Приходится играть по правилам торговых сетей, которые нередко покупают рыбинскую продукцию дешевле, чем у прямых конкурентов, а на прилавок выставляют дороже. И речь идет о разнице в цене, которая для покупателя может стать решающей.
— Наши кефир, сметана, молоко получают награды, но для рядовых покупателей это не является основным критерием выбора, — удивляется коммерческий директор предприятия Александр Николаев. По его словам, вопрос, как завоевать новых покупателей, сложнее, чем может показаться. — Рынок молока постоянно меняется, минимум три раза в год. Если летом коровы питаются свежей травой, надои растут, следовательно, молоко дешевеет, то сейчас все с точностью до наоборот — стоимость сырья выросла на порядок. У постоянных поставщиков цена колеблется умеренно, но если молока не хватает, мы ищем другие варианты. Вот недавно закупили партию сырья по цене, сравнимой с нашей отпускной. А если учесть накрутку в торговых сетях, цена для покупателей может стать очень высокой. Нам это, конечно, невыгодно, падает реализация.
Специалисты надеются, что поддержкой станет система «Меркурий», которая начнет работать с июня будущего года.
— Колхозы будут отчитываться, сколько молока и кому было продано. Производитель – какой объем переработал и в какие торговые предприятия направил, — рассказывает коммерческий директор. — К каждой партии должно прилагаться ветеринарное свидетельство. Плюс нововведения — снижение фальсификата на прилавках, минус – на предприятиях должны появиться специальное оборудование, дополнительные специалисты, которые будут заниматься подобной работой.
Но коллектив Рыбинского молочного завода и сам, без дополнительного нажима, повышает планку качества. Сейчас здесь планируют усовершенствовать производство мороженого. Речь идет о реконструкции цеха и выпуске лакомства под собственной торговой маркой по своей рецептуре, которое можно будет попробовать уже в следующем году.
87% рыбинцев предпочитают пить рыбинский кефир и есть местную сметану, они считают их более вкусными и качественными. Поэтому на 10 тонн молока, перерабатываемого за сутки на Рыбинском молочном заводе, всегда найдется свой покупатель