новости 21 марта 2012 14:15

По ту сторону погоды

Самая окраина города на берегу Рыбинского моря, ул.  Гэсовская. На ней всего два дома, один жилой, другой — с виду обычное кирпичное строение, что-то вроде школы или детского сада. С той лишь разницей: здесь знают о том, что произойдет завтра, уже сегодня. Магия с чудесами провидения ни при чем. Здесь занимаются прогнозами погоды, наблюдениями и анализом состояния воды и воздуха. Наш репортаж посвящен работе Рыбинской гидрометеорологической обсерватории им. М.А. Рыкачева.

Ровесница моря

Всерьез наблюдать за погодой в нашем городе начали еще до революции. В 1915 году благодаря радениям Рыбинского научного общества, помноженным на частный купеческий капитал, появилась первая метеостанция и ботанический сад. Они находились в центре города. Там измеряли самые основные показатели: температуру, давление, влажность, скорость и направление ветра.

Полвека спустя, в феврале 1944 года, в связи с созданием Рыбинского водохранилища в Переборах была основана Рыбинская гидрометеорологическая обсерватория. В 50-80-е годы здесь велись масштабные научно-исследовательские  работы по изучению рукотворного моря, его влияния на климат. В последние годы объем наблюдений и исследований  значительно сократился, но обсерватория в Переборах осталась. Почти семьдесят лет здесь ведутся непрерывные наблюдения за тем, что происходит в рыбинском небе, в воде и на земле.

 

Предвидеть беду

В один из будних дней (впрочем, других здесь не бывает) в обсерватории нас с фотографом встречает начальник отдела гидрометеорологических прогнозов Наталья Галямина, а за ней — шикарная «черепаховая» кошка Муся. И хотя от самого слова «обсерватория» веет космическими ветрами, в здании по-земному уютно. Особенно если зайти с холода, хватающего за щеки совсем не как весной. «Это только кажется, что на улице сильный мороз, потому что порывистый ветер. От него и некомфортно, хотя на самом деле всего минус 9», — замечает Наталья Викторовна. Рыбинские синоптики- «суточники», предсказывают погоду на завтра. Точность такого прогноза  — не менее 90%. Чем больше заблаговременность прогноза, тем меньше его точность.

«В Интернете дается прогноз общего пользования, — говорят в обсерватории. — Главная же задача любой службы прогнозов — предсказывать неблагоприятные и опасные явления. Для Центра России к опасным явлениям относятся ветер свыше 25 метров в секунду, заморозки, сильные снегопады и метели, плохая видимость, аномально холодная или жаркая погода. Предупреждения о неблагоприятных явлениях направляются в единую диспетчерскую службу города, а об опасных — еще и в МЧС».  В зимний период пристально отслеживают всякое колебание температур за окном транспортники из ПАТП-1, теплоэнергетики — техника, не смотри, что железная, более чувствительна к холодам, чем люди.

Востребованность прогнозов рыбинских синоптиков возрастает летом, в период навигации. Ни один капитан не выйдет в рейс без трех вещей. Тельняшка, бескозырка и шкиперская бородка? Ответ неверный. Ветер, видимость и высота волны — те величины, которые обеспечивают безопасность судоходства. О них метеорологи сообщают диспетчеру Рыбинского района гидросооружений дважды в сутки, а при необходимости и чаще, и это не пустая формальность. По словам специалистов, случается, что штормит Рыбинское море под стать Черному. «В узкой  части водохранилища, ближе к Рыбинским шлюзам, волнение ветра сказывается, конечно, меньше, — продолжает Наталья Галямина, — а вот в открытой (в сторону Гаютино, Мяксы) ветру есть где разгуляться. В районе Леонтьевского наблюдались максимально высокие волны — до 2,8 метра!».

 

Наблюдатели за невидимым

 

В кабинете у техника-метеоролога Елены Букиной у батареи сушатся валенки. «Куда же без них! Видели, сколько снега выпало? Снимать показания приборов: давление, температуру, влажность, направление и скорость ветра — мы ходим круглосуточно, каждые три часа. И в снег, и в дождь, и в метель», — вводит она в курс дела.

На рабочем столе — электронные часы с крупными внятными цифрами. Под стеклом на столе рядами формулы, числа, графики… По ним высчитывают поправки к показаниям приборов, это уже чистая физика. А дальше в строго определенное — до минуты — время нужно отправить телеграмму. Метеорологи, вероятно, самые пунктуальные люди на планете. За тридцать лет работы в обсерватории, признается Елена Германовна, чувство точного времени у нее уже в крови.

Есть в ее ведении и технические новинки, такие как автоматическая метеостанция, передающая показания сразу на компьютер и далее в единый центр обработки данных, и настоящие раритеты. Самый старинный прибор — ртутный барометр в деревянном шкафчике. Вполне вероятно, он измеряет давление с самого момента основания обсерватории. «А во-о-он над крышей самолетик летает, — выглядывает в окно Елена и указывает на соседний жилой дом. — Это датчик прибора, измеряющего скорость и направление ветра». Малейшее дуновение и поворот флюгера отображается на табло громоздкого аппарата образца восьмидесятых — красные цифры то и  дело меняются. Интересно, что данные, «увиденные» электроникой и ретро-техникой, совпадают.

А вот такой важный показатель, как видимость, наблюдатели определяют исключительно на глаз, лишь в темное время суток прибегая к прибору ночного видения. Специальных объектов для наблюдения, на которые ориентируются метеорологи, много. Один из них — огни шлюзов. Если они различимы отлично — значит, видимость составляет 10 км.

 

«Метеопасека» за колючкой

 

Приехать в Переборы и не увидеть метеостанцию — значит, не узнать главной здешней достопримечательности. Пятачок земли за колючей проволокой с ящиками на высоких ножках, напоминающими ульи,  — это и есть метеостанция. Таких по всей области оборудовано девять.

На этом безлюдном поле и расставлены «ловушки» на погоду. Сооружение в виде железного цветка — осадкомер. Дважды в сутки наблюдатель выливает содержимое ведра в градуированную колбу, а если это снег, сначала топит его. Так определяется количество осадков за 12 последних часов в пересчете на слой воды. В «ульях» от солнца, ветра, атмосферных осадков спрятаны измерительные приборы. В одной из них — два самописца. Первый непрерывно описывает колебание температуры, другой — влажности. Их «кардиограммы» — и есть зеркало погоды, отражающее, кутаемся мы в меховые воротники или готовы расстегнуть пальто навстречу весне.

Помогают метеорологам не только приборы, но и… рыжие женщины. «В качестве чувствительного элемента гигрометра используется  самый обычный человеческий волос, который меняет свою длину в зависимости от влажности воздуха — объясняет Наталья Викторовна. — Лучший датчик — из рыжих волос, они самые прочные. Когда он рвется, у нас трагедия, — сейчас у всех волосы короткие или крашеные».

Рыбинские аномалии

Несмотря на свой арсенал приборов, метеорологи привыкли доверять и народным приметам. Вернее, объяснять их. «Вон туча идет, верно, дождь будет» — «Нет, не будет, Волга не пустит», — говорили еще наши бабушки. Для специалиста загадка проста: летом водохранилище влияет на распределение осадков за счет разницы температур воздуха и водной поверхности. Поэтому в узкой прибрежной полосе осадков может быть больше (или, наоборот, меньше), чем в целом в области, а осенью теплая вода Рыбинского водохранилища спасает прибрежные районы от заморозков.

Интересно, а как-то меняется погода с течением времени? «Глобальные тенденции изменения климата прослеживаются и в Рыбинске, — рассказывает Наталья Галямина. — Лето становится жарким, засушливым, зима слякотной. Однако абсолютные цифры мы не превышаем. За зиму 2010 года пришлось несколько раз давать предупреждения об аномально низкой температуре, в этом году столбик термометра лишь раз опустился  ниже минус 30 градусов, в феврале. А за всю историю наблюдений температурный рекорд был превышен лишь однажды: 29 июля 2010 г. была зафиксирована температура +37,2оС, тогда как предыдущий рекорд составлял 36,9оС».

Изменяется и состояние экологии. По словам начальника лаборатории Галины Смирновой, воздух и вода в последние двадцать лет стали чище. Уровень загрязненности воздуха оценивается как низкий. Так что можем вдохнуть и выдохнуть спокойно. С водой ситуация сложнее. Гидрохимический анализ проб в черте города показывает, что вода попадает в категорию «загрязненная». Но это ведь еще не «грязная» (как ниже Рыбинска по течению) и не «очень грязная». «В воде содержится всё — все 34 компонента, которые мы определяем, —  приводит данные Галина Николаевна. — Как правило, превышение нормы идет по металлам (медь, цинк, железо), нефтепродуктам, органическим веществам, иногда фенолам». Источником загрязнений могут быть отнюдь не только предприятия, но и… сама природа. В водоеме постоянно протекают различные биологические процессы. Влияет на показатели медь, содержащаяся в сине-зеленых водорослях. Железо вместе с гумусом попадает в водоем за счет болотного питания рек, которые впадают в водохранилище. Особенно это заметно в районе Мологи, Сёблы, Сити».

Пока мы вникали в суть метаморфоз в атмосфере и водоемах, обсерваторская кошка, потеряв к нам всякий интерес, принялась усердно намывать себя лапой. По народной примете — к солнечной, теплой погоде. Хорошо бы, чтобы ее «прогноз» оказался тоже краткосрочным.  И уже поскорее пришла настоящая, а не только календарная весна.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме