Невиданное зрелище: 30 марта на площади им. Дерунова выстроились в ряд 18 новых бело-зеленых ЛиАЗов, сошедших с конвейера Ликинского автобусного завода. Месяцем раньше город также встречал 14 новеньких Isuzu. Таких масштабных вливаний в автопарк городского пассажирского перевозчика не припомнят и старожилы предприятия. Получив номера, новые автобусы уже на этой неделе выйдут на линию и пополнят все городские маршруты.
«Свежая кровь» — только с мая 2011 года 54 новых автобуса — позволит ПАТП № 1 качественно улучшить перевозки и обслуживание горожан.
Программа в действии
Восторг и удивление читались на лицах случайных прохожих, пассажиры проезжающих мимо автобусов и троллейбусов в едином порыве прильнули к стеклам, чтобы увидеть выстроившиеся на площади, словно на параде, новенькие ЛиАЗы, сверкающие на солнце бело-зелеными корпусами. Впечатляющая, радостная картина, свидетельствующая о позитивных переменах в системе общественного транспорта Рыбинска! Мало российских городов могут похвастать столь массовым обновлением городского автопарка, и даже наш областной центр пока не видывал таких масштабных вливаний.
«Ездить сегодня на «Икарусах», которым под 30 лет, или старых ЛиАЗах с бешеным расходом топлива слишком расточительно. Обязательства, которые мы давали жителям по принципиальной модернизации городского транспорта, выполняем. Сегодня уровень обновления автопарка даже выше, чем в советские времена. За два года мы практически полностью заменили автобусы ПАТП № 1», — отметил глава города Юрий Ласточкин.
Это во многом удалось сделать благодаря активной поддержке депутатского корпуса. В этом году на модернизацию муниципального автопарка в рыбинском бюджете было заложено 46 млн. рублей. «Мы нисколько не сомневались, что именно сюда нужно вложить бюджетные средства, чтобы повысить экономическую эффективность работы предприятия и перевести город на новые транспортные средства. Автобусный транспорт перевозит большое количество пассажиров и в обеспечении перевозок имеет неоспоримые преимущества перед другими видами», — пояснил решение депутатов председатель Муниципального Совета Валерий Полетаев.
Реализация городской программы модернизации муниципального транспорта на 2012 год предусматривала приобретение 20 новых автобусов для социальных перевозок и 14 маршрутных такси. Маршрутки поступили в город в январе, два ЛиАЗа-5256 — в конце февраля, еще 18 — 30 марта. Они уже на этой неделе выйдут на городские дороги, заменив «Икарусы», отработавшие на городских дорогах по 20-30 лет.
«Мы выполнили годовой план уже в марте! Все автобусы приобретены по договору лизинга с компанией ЯрКамп. Стоимость автобуса составила 4388 тыс. рублей, — делился радостью директор ПАТП № 1 Виктор Жиганов. — Теперь, я думаю, мы ежегодно будем обновлять 10% парка, что позволит кардинально повлиять на ситуацию: у горожан уже не будет ощущения разрухи в общественном транспорте».
Новые автобусы появятся на всех без исключения маршрутах. Улучшится и качество обслуживания пассажиров. Технологически будет удобно составить для новых машин одной марки, одной эксплуатационной скорости расписание, выстроить нормальный график движения. Не менее важно приобретение и с точки зрения экономики. 20 автобусов большой вместимости позволят принципиально сократить издержки ПАТП № 1 на ремонте, топливе. Это будут совершенно иная надежность, показатели выхода на линию и качественно иные — комфортные — условия для пассажиров.
Городской автобус
Преимуществ перед «старичками» Икарусами и ЛиАЗами у новеньких автобусов масса. В первую очередь — это экономичный двигатель с расходом топлива всего 36 литров на 100 км. Для сравнения: «Икарус» «кушал» 48 литров, а старые ЛиАЗы и вовсе грозили предприятию разорением — 59! Получается, новые автобусы при той же вместимости будут экономить на 100 километрах 12 литров. Кроме того, они более экологичные, почти бесшумные и имеют плавный ход благодаря автоматической многоступенчатой коробке передач, берут на борт 114 пассажиров.
Вместительные накопительные площадки позволят осуществлять перевозки с достаточным уровнем комфорта для пассажиров. Среди других достоинств — антивандальные кресла, позволяющие сохранить первозданный вид салона.
«Советский автопром ничего лучшего не придумал. Это самые современные на сегодняшний день машины, — резюмировал главный инженер Юрий Романов. — Я 30 лет работаю в этой должности, но такого пополнения парка не видел никогда. Вспоминаю трудные 90-е, когда мы, чтобы выжить, подбирали и ремонтировали бэушные автобусы из Череповца, Костромы… Такой подарок от города — большая радость, праздник для предприятия, бальзам на душу всей технической службе. Меньше будет невыходов на линию, непредвиденных сходов, проблем с закупкой запчастей».
Для самых достойных
На новых автобусах в три смены будут трудиться самые достойные, зарекомендовавшие себя водители. «На такой машине работать за счастье, — делится Николай Соколов, чей шоферский стаж составляет 33 года. — До этого на «Икарусе» работал, случались поломки. Изношенный автобус требует к себе повышенного внимания. Конечно, к новой машине нужно еще привыкнуть, но притереться недолго. Благодаря автоматической коробке передач работать на ней будет легче, да и для пассажиров безопаснее: пока двери не закроются, автобус не поедет».
Молодые водители тоже довольны. Виктор Козырь в парке всего два года. Ездил на ПАЗике, потом перешел в автобусную колонну. «Всегда радостно, когда приходят новые машины, — сказал он. — За два года это уже третье поступление. Раньше завидовал тем, кто садился за руль нового автобуса. Теперь сам оказался среди счастливчиков. Не сразу поверил, когда начальник колонны подошел и сказал, что я получу новую машину».
Взгляд в будущее
Сегодня в недрах городской администрации куется новая программа модернизации общественного транспорта, рассчитанная вплоть до 2015 года. Следующим этапом станет приобретение для ПАТП № 1 удобных для пассажиров низкопольных автобусов, куда легко можно завезти детскую коляску, без проблем подняться в салон престарелым людям и инвалидам. Для начала планируется пустить по каждому маршруту несколько таких машин. Представители лизинговой компании продемонстрировали ЛиАЗ-5256 с откидной аппарелью, которая позволяет вкатить в салон инвалидное кресло.
Что же касается последнего слова автопрома, то это низкопольные МАN с кондиционером и автобусы фирмы Scania, в которых, кроме комфортного теплового режима, есть возможность для подзарядки сотового телефона.
Будущее — за гибридными машинами на электрической тяге без проводов, которые уже появились за рубежом. Возможно, и такие автобусы когда-нибудь будут бегать по городским дорогам. При разработке новой программы необходимо учитывать тренд, который прослеживается в Рыбинске в последние годы. Из 200 тысяч горожан порядка 60 тысяч имеют личные легковые автомобили, каждый год их число прирастает на 3 тысячи. Это влияет на пассажирские перевозки, объемы которых ежегодно падают на 2,5%. А значит, формат автобуса в ближайшие годы изменится. Возможно, не будет нужды гонять полупустыми автобусы большой вместимости, будут востребованы небольшие, типа Isuzu.