Как строить свой бизнес? На мебельной фабрике «Виктория» считают, что главное – не останавливаться на достигнутом
Бизнес динамичен. Добившись успеха, нельзя почивать на лаврах и полагать, что дело сделано, и прибыль будет плыть в руки сама собой. Пример – мебельная фабрика «Виктория» в Рыбинске. В прошлом году предприятию исполнилось 15 лет. За это время здесь неоднократно находили новые возможности для развития. Недавно фабрика вошла в число победителей регионального конкурса «Лучший экспортер». При помощи областного Фонда поддержки предпринимательства предприятие приобрело дорогостоящее оборудование для производства мебели из натурального дерева.
На столе у главного бухгалтера, заместителя руководителя мебельной фабрики «Виктория» Галины Смирновой лежит объемный каталог с образцами мебели. Буквально за дверью ее кабинета находится огромный выставочный зал, где продемонстрированы многие образцы, производимые на предприятии. Более тысячи квадратных метров площади, где представлены кухонные уголки, офисная мебель, комоды, спальни.
А начиналось все с производства накладок на мебель. Спустя годы небольшой бизнес разросся и теперь представляет собой три предприятия, где работают сто специалистов. На определенном этапе здесь начали развивать оптовые продажи мебели, и сейчас у фабрики – обширная география поставок.
— Мы поставляем мебель даже в Норильск. Туда она плывет три месяца на пароходе. Долго, но это наиболее дешевый способ доставки в тот далекий край, — рассказывает Галина Смирнова.
А недавно у рыбинского предприятия появились иностранные заказчики. У казахстанских покупателей особой популярностью пользуются обеденные гарнитуры – столы длиной по 6-8 метров и стулья из натурального дерева. Именно в Казахстан, а также Москву поставляется наиболее дорогая мебель.
С недавних пор фабрика вышла и на белорусский рынок. Белорусы преимущественно закупают демократичные по цене кухонные гарнитуры. А вот в Рыбинске своих магазинов у «Виктории» нет, только огромный выставочный зал при фабрике, где товары приобретают рядовые покупатели, местные и иногородние мебельные салоны.
Конкурировать и расширять горизонты помогают развитие производства и гибкая ценовая политика. По словам Галины Смирновой, конкуренция в среде производителей мебели в Рыбинске сильная. Шкафы, стулья, столы, гарнитуры не делает только ленивый. В такой ситуации ставка – на каче-ство и эксклюзив. К примеру, фабрика начала выпускать очень популярные сейчас кресла-качалки из фанеры с мягкими сиденьями и спинками, какие делают только несколько мебельных комбинатов в стране. Такие вещи, как и натуральная мебель из бука, производство которой сейчас начато на фабрике, – штучный товар. Позволить себе их могут немногие, поэтому здесь продолжают развивать и производство мебели эконом-класса.
По словам специалиста, то, что стенки, кресла и столы из ЛДСП в народе считаются не слишком экологичными – это миф. Фабрика закупает материал у известных производителей и только первого класса эмиссии. По документам они пригодны даже для использования в детских учреждениях.
— Сейчас очень многие делают мебель. Но фабрика есть фабрика. В первую очередь – это бренд, большой опыт работы, наработанная клиентская база, сертификация и лицензирование продукции. Все это говорит в нашу пользу. Особенно тот факт, что мебель производится преимущественно с применением станков с ЧПУ, — продолжает Галина Смирнова.
На современное оборудование фабрика начала переходить с 2008 года. А два года назад здесь при-обрели пятиосевой станок. Купили его в лизинг при помощи областного Фонда поддержки малого бизнеса. Оборудование стоимостью 15 миллионов рублей позволяет выполнять практически все операции в ходе производства мебели из натурального дерева.
Станок за 15 миллионов рублей даже для крупной фабрики – удовольствие не из дешевых, но для предприятия – это способ выйти на новый уровень. В данном случае риск вполне оправдан, тем более что решить проблему помогла область.
— Здесь расчет простой. Мы взяли технику в лизинг, средства, потраченные на первоначальный взнос и проценты, ежегодно компенсируем из бюджета. В этом плане программа Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства – очень хорошее подспорье. Это своего рода бизнес-инкубатор. Я о нем узнала три года назад, после того как побывала на обучающем семинаре в Ярославле. Главное, что здесь оказывают помощь представителям малого и среднего бизнеса, дают выгодные займы под 5% с минимальным количеством документов, — рассказывает Галина Смирнова.
Условия, на которых можно воспользоваться помощью Фонда, вполне реальные. Фирма должна в течение трех лет предоставлять в Фонд финансовую отчетность, а также не имеет права сокращать численность работников.
По сути, государство предоставляет частникам средства на расширение коммерческой деятельности и увеличение рабочих мест.
Также здесь помогают с экспортом продукции. При Фонде действует отдельная организация, куда можно сделать запрос с предложением номенклатуры продукции, ценами. Специалисты прорабатывают возможные варианты поставок в страны ближнего зарубежья. Они проведут мониторинг возможных клиентов, предоставят их контакты.
— Помогут специалисты и в написании бизнес-проектов для начинающих предпринимателей, — продолжает заместитель директора. По ее словам, никто из обратившихся в Фонд не останется один на один со своими проблемами, если владеет информацией о предоставляемых возможностях.
Успех в областном конкурсе «Лучший экспортер» стал неожиданностью для сотрудников «Виктории». Фабрика делает только первые шаги в освоении иноземных территорий, но, видимо, по мнению экспертов, этот старт стал успешным.
Перед тем как поставить первую партию мебели в Казахстан, руководство консультировалось со специалистами о нюансах подготовки документов для экспорта.
— В конечном итоге все решает ценовая политика. Поэтому идея осваивать зарубежные просторы совсем не безнадежна. Люди всегда ищут качественный товар по приемлемой цене, поэтому вовсе не удивительно, что они готовы сотрудничать с зарубежными поставщиками, — рассказывает Галина Смирнова.
При этом работа с иностранными заказчиками имеет свою специфику. Изначально рыбинское предприятие делало ставку на разнообразие фактур отделки мебели, широкий ассортимент и быстрое исполнение заказа. А сей-час здесь планируют сократить номенклатуру изделий. Объясняется это желанием быстрее продвигать свою продукцию за рубеж.
— Уменьшая номенклатуру, мы тем самым сокращаем цену на продукцию и увеличиваем товарооборот. Это нам позволит оптимизировать сроки производства, не распыляться на изделия, которые пользуются меньшим спросом, — продолжает замдиректора.
На руку производителю в Рыбинске играет и тот факт, что многие расходные материалы, например, та же фанера, в России гораздо дешевле, чем в Европе. Конечно, прорубать окно в Новый свет будет непросто. Потребуется не только дорогостоящий сертификат, но и принципиально новый подход к маркетингу. В этих вопросах фабрика также надеется не только на свои силы и возможности, но и на помощь области.