Разговор двух европейцев:
— Говорят, ты недавно был в России. Это правда, что там очень плохие дороги?
— Да, там дороги по обочине объезжают.
В водительской среде этот анекдот популярен, как никогда. Популярен, потому как актуален: на состояние рыбинских дорог сегодня не жалуется только ленивый. Сейчас это действительно скорее направления: есть участки, где автомобили не едут, а переваливаются из ямы в яму, пробираются по обочинам, иногда вопреки всем правилам объезжая выбоины по встречной полосе.
Водители разводят руками: жаль своих автомобилей, но пересесть на общественный транспорт готовы не многие. Что убыток для одних, то прибыль для других. Для автомастерских наступила действительно горячая пора: как только сошел снег — выстроились гигантские очереди на переборку подвесок и на шиномонтаж. Ремонт, как правило, обходится автолюбителям в копеечку.
Что скрывать, состояние дорог в городе всегда оставляло желать лучшего, но даже специалисты говорят, что видят такое впервые. Винят природу и погоду: асфальт не любит сырости, а осень была поздней, впрочем, как и весна: покрытие, которое и так держалось на честном слове, попросту не выдержало перепадов температур, обилия осадков. Стоит одной машине «выбить» небольшой кусок асфальта, как на этом месте уже спустя сутки образуется глубокая яма.
Приступить к глобальному ямочному ремонту городские власти планировали еще в начале апреля. Но сроки пришлось сдвигать неоднократно: опять же мешала погода. А дороги тем временем продолжали крошиться буквально на глазах, превращаясь в то, что мы видим сейчас.
26 апреля на заседании Муниципального Совета при обсуждении бюджета депутаты подняли вопрос о состоянии городских дорог, большинство из которых совершенно разбиты, ездить по ним небезопасно. По информации Виктора Жиганова, директора МУП «ПАТП №1», в марте с маршрутов приходилось снимать до 30 автобусов в сутки, так как у них «летели» подвески из-за ужасных дорог.
Юрий Ласточкин, глава города Рыбинска обозначил причины и назвал цифры, объясняющие ситуацию: «Количество автомобилей прибывает с огромной скоростью. Только в этом году парк машин увеличится в Рыбинске на две тысячи шестьсот автомобилей. При этом существующая нагрузка на ось не шесть тонн (именно на такую рассчитаны наши дороги), а пятнадцать.
Большегрузами активно пользуются сетевые магазины при доставке товаров. Нормативный срок эксплуатации дорог после ремонта — семь лет, у нас же в среднем дороги не подвергались ремонту 24 года. Если мы с вами сегодня не решим проблему разбитых дорог, то в глазах граждан мы будем выглядеть недееспособной властью».
В администрации посчитали: для того, чтобы полностью привести в нормальное состояние все городские магистрали, организовать достаточное количество стоянок автомобилей, решить проблему с разметкой, освещением, дорожными знаками, необходимо пять миллиардов рублей на два-три года.
В этом случае, по словам Юрия Ласточкина, жалобы горожан и претензии ГИБДД будут сведены к минимуму. В 2012 году из регионального дорожного фонда на ремонтные работы выделяется три миллиарда девятьсот тысяч рублей на всю Ярославскую область, из них 209 миллионов — на город Рыбинск. При этом почти половина из этих средств уйдет на строительство дорог в Восточной промзоне и подъездных путей к «Рыбинскэлектрокабелю».
Депутаты Муниципального Совета считают, что этого недостаточно. Средства фонда должны расходоваться пропорционально количеству людей, проживающих в муниципальных образованиях. Юрий Ласточкин подтвердил, что подготовлены проекты и вся необходимая документация для проведения строительных и ремонтных работ, город уже сегодня может освоить гораздо большие средства:
«80% городских жителей ездят по внутренним дорогам, в лучшем случае только пятая часть автомобилистов пользуется региональными и федеральными трассами. Будет справедливо, если средства дорожного фонда пойдут именно на городские дороги».
На заседании Совета депутаты направили обращение к губернатору Ярославской области и депутатам Ярославской областной Думы с предложением: из регионального дорожного фонда дополнительно выделить Рыбинску в 2012 году 373 миллиона рублей.
Юрий Ласточкин отметил, что это позволит навести сносный порядок на дорогах, подготовиться к следующему этапу: «Не вкладывая сегодня средства в дороги, мы эксплуатируем свое будущее. Можно долго говорить о новейших строительных технологиях, обсуждать и спорить, но если мы уже сегодня не приступим к капитальному ремонту дорог, отвечать за это придется нашим детям».
К особо проблемным участкам относятся мост через Волгу и Переборский тракт. Эти дороги водители между собой называют испытательными полигонами для подвесок автомобилей. Сегодня там начались работы. Кроме того, наконец засыпали щебнем гигантскую выбоину у ГЭСа (напомним, совсем недавно выяснилось, что этот объект фактически не имеет хозяина, и ремонтировать его попросту некому), чуть позже там положат новый асфальт.
По словам Людмилы Рудковской, начальника ПТО МБУ «Управление городского хозяйства», это лишь начало. После того, как будут устранены ямы, дорожники приступят ко второму этапу ремонта. На языке профессионалов этот процесс называется «крытье картами». То есть полностью меняется асфальт на отдельно взятом аварийном участке дороги. Таким образом, будут частично отремонтированы улицы: Советская, Ошурковская, 9 Мая, Труда, Крестовая, пр. Ленина, транспортная развязка на Герцена.
Не обделен вниманием и частный сектор. Приведут в порядок улицы: 40 лет Октября, Александровская, Безымянный переулок, Милюшинская, Нагорная, Ракетная, Глаголь, Журнальная, Кузнецкая — здесь сделают гравийную подсыпку.
Людмила Рудковская поясняет:
— В первую очередь мы ремонтируем улицы с высокой интенсивностью движения и те места, где проходят основные маршруты автотранспорта. Мы отремонтировали ул. Фурманова в районе путепровода, самые разбитые места. Прошлись по проспекту Ленина, проспекту Серова, сделали Глебовскую улицу в районе троллейбусного парка, где тоже сильно пострадала дорога. Отремонтировали Софийскую улицу, улицу Гагарина, Суркова.
Так что работы идут, поэтому автомобилистам советуют пока не «гонять», особенно ночью: велика вероятность угодить в яму, подготовленную для «запайки».
Евгения Николаев