Советы, как оживить Казанский конец в Рыбинске, давали московские архитекторы
12 апреля состоялся совет по культуре, где рыбинцы вместе с московскими архитекторами размышляли, чем заполнить историческое пространство Стрелки, как бережно и рационально распорядиться той зоной, которая, как сегодня кажется, вновь присоединяется к большому Рыбинску.
В XX веке здесь было не до прогулок: красивейший Казанский конец превратился в криминальный угол с притонами и бараками. И процесс берегоукрепления, который начнется со дня на день, не только поддержит сыплющиеся берега Стрелки, но и вдохнет жизнь в этот старый и заброшенный уголок Рыбинска.
В ближайший месяц здесь начнутся работы по берегоукреплению, рассказал руководитель управления строительства Георгий Киреев. Возведут вертикальную стенку протяженностью 770 метров по Волге, 40 метров – по Черемухе. С верхнего яруса набережной появится два спуска на нижний — для колясок, велосипедов, самокатов.
Вековые деревья спиливать не будут, за исключением тех, что находятся в аварийном состоянии.
Что касается исторических лестниц – их аккуратно поднимут, затем вернут на место. Реанимацию лестниц оплатят из бюджета Рыбинска. Подрядчик уже уведомлен, за ходом работ по лестницам будут следить особо.
Гранитные столбы двухвекового возраста пообещали сохранить, как и на Лоцманском бульваре. А вот чугунные пролеты набережной появились в советское время, и не представляют исторической ценности.
— Шумиху в соцсетях вызвала ротонда на предварительном эскизном проекте. Надо понимать, это просто пример, чем можно заполнить пространство. Наша задача — составить проект, который мы представим в Минкультуры. Мы должны придумать, чем оживить набережную на Черемухе и саму реку. Хочется сделать ее судоходной, чтобы там ходили прогулочные катера, лодочки, как уже бывало раньше. Возможно, здесь появится музея судоходства, — перечисляет глава Рыбинска Денис Добряков.
Гости советуют поменять проект берегоукрепления. По их мнению, стена из бетона не соответствует историческому значению Казанского конца.
— Подумайте о дренаже: берег – место отвода воды из почвы. Бетон запрет влагу. Вспомните, как наши предки укрепляли берег валунами. У вас есть опыт укрепления берега каменными габионами — у Рыбинского музея-заповедника. Камни в сетках лучше бетонных ростверков, — говорит Александр Малинов, профессор МАРХИ. – Туристы хотят видеть старину. Ваш город сказочный, сохраняйте каждую историческую тропочку. Уж лучше оставьте берег таким, как сейчас.
— От федеральных денег на берегоукрепление отказываться не будем. Возможности у нас намного скромнее московских, — парирует глава.
Столичным гостям ответил Виталий Горошников, рыбинский издатель:
— Это благоустройство – настоящий прорыв для города. Недавно рыбинцы упирались лбом в Водоканал, идя по набережной — такой короткой она была. Мы живем на берегах двух рек, а Черемухи практически не видим. Ни один горожанин сегодня не доходит до Стрелки. И этот проект — шанс для Рыбинска. Я так рад продлению набережной, что мне даже ротонда из проекта нравится.
Вспомнить, какой была Черемховская набережная больше века назад, советует Малинов. И восстановить этот вектор от здания бывшего банка до храма Казанской богоматери.
— Вместо колеса обозрения восстановите колокольню Казанской церкви. В Венеции за 4 евро лифт возносит тебя на самый верх и ты осматриваешь окрестности. На противоположном конце вектора, там, где сейчас сквер, на месте сгоревшего сто лет назад восстановите театр. И снова будет зона для прогулок – напрямую от театра до Казанской церкви, — предлагает Александр Малинов.
Архитекторы согласны с предложением рыбинцев сделать на Стрелке музей деревянного зодчества, уголок Рыбной слободы.
— У вас уникальный кораблестроительный город. Найдите свой «ботик Петра», или придумайте его. Пусть ваши судостроители смастерят старинные лодьи. Этнографический туризм очень моден. Людям всегда любопытно как жили предки полтысячелетия назад. Вам только останется обеспечить туристам инфраструктуру: парковки, кафешки, рестораны, гостиницы. Отельеры и рестораторы должны будут стать в Рыбинске главными людьми, — говорит Малинин.
Он уверяет – в МАРХИ архитекторы готовы создать детализированные проекты благоустройства Казанского конца.
Зачем было приглашать профессуру, заслуженных именитых архитекторов из Москвы, когда всё уже решено? Компьютер, загружённый безымянными операторами, нарисовал безжизненный бастион в форме гранёного броненосца, чтобы задавить им стрелку с её неповторимым рельефом, старинными каменными блоками, обеспечившими берегоукрепление на столетия вперёд, и продуманной дренажной системой. Ваши цели ясны, задачи определены — за работу, товарищи!
О том, что «лестницы снимут» речи не шло. Ремонт будет на месте, без демонтажа.
Но это же ужасно! Зачем Минкульт сделал эту программу, чтобы все исторические город с превратить в непойми что, стереть с них историю! С такими берегами потом в Золотое кольцо? А не примем!
Какой свой «ботик Петра»? Рыбинская историческая пристань сгорела и никому до этого дела нет.