К Дню Победы глава Рыбинска рассказывает о своем дедушке – ветеране Великой Отечественной войны
Каждый год, с самого первого «Бессмертного полка», Денис Добряков вместе со всеми шагает в колонне с фотографией деда. На черно-белом снимке Николай Александрович Добряков позирует на фоне зелени, скромно скрестив за спиной руки. За плечами – вся война, путь от родного дома до самой Эльбы…
Он родился в 1908 году в городе Галиче Костромской области. Когда началась война, у Николая Добрякова уже была большая семья – жена и трое детей. В 12-тысячной армии добровольцев, из которых формировалась 234-я коммунистическая стрелковая дивизия, оказался и он. В дивизию направлялись лучшие работники Яро- славской области. Правда, о трудовой довоенной биографии своего деда близким мало известно. Есть общая информация, что в дивизию шли рабочие, колхозники, интеллигенция. Целыми семьями в нее вступали резинщики Ярославля, машиностроители Рыбинска, текстильщики Костромы, колхозники Нерехтского, Переславского, Пошехоно-Володарского, Некрасовского, Угличского, Ростовского, Брейтовского и других районов Ярославской области.
На войне Николай Добряков был топографом. Опережая наступления, он составлял карты с координатами огневых позиций и целей. В бою топографическая карта была основным источником информации о местности и одним из важнейших документов при управлении войсками.
— Дед был в звании капитана, — говорит Денис Добряков. – Военных историй с полей я не помню – маленький был, да и дед не любил рассказывать. Мама показывала мне пожелтевшие треугольнички писем, которые бабушка писала деду на фронт, и, конечно, фотографии. Увидев деда на снимке в военной форме в Берлине, я был под впечатлением.
Дивизия закончила свой боевой путь на Эльбе, когда советские войска соединились с войсками союзника. За всю войну Николай Добряков не получил ни одного ранения.
В 45-м Николай Александрович вернулся домой, вскоре на свет появился еще один сын. Много лет дедушка Дениса Добрякова проработал в ярославском мостоотряде № 6 и участвовал в строительстве рыбинского моста через Волгу.
Глава Рыбинска хорошо помнит, как любил играть с орденами деда – их было много, в том числе и орден Красной Звезды. Тот разрешал, не ругался. А еще он учил маленького Дениса забивать гвозди, брал с собой на праздничные демонстрации.
— Добрый и веселый, крепкий и гостеприимный хозяин – наш Николай Александрович. Мы часто приезжали к нему в гости на дачу, в Ярославль, и всегда он встречал нас с радостью. Абсолютно точно, что дед повлиял на мою судьбу, в том числе и в выборе профессии. Военным я мечтал стать с детства, — рассказывает глава.
Николай Добряков ушел из жизни в 1995-м. Ему было 87 лет. Внуку, Денису Добрякову – 26. Тогда, по его словам, он не мог в полной мере оценить утрату. Понимание пришло намного позже. Сейчас могилу деда внук навещает каждый год. Обязательно – накануне Дня Победы. А в сам праздник берет портрет Николая Александровича и выходит на шествие «Бессмертного полка». Чтобы помнили…