В августе в Рыбинске откроется уникальный музей техники «Мотославль»
А пока его создатель коллекционер Александр Путненко продолжает пополнять ряды железных коней. Редкую технику он может выискивать годами, а ехать за ней готов хоть за сотни километров. Показываем его новые приобретения.
За редчайшим экземпляром – мотоциклом MZ ES 300, изготовленным в немецком городке Чопау, Александру далеко ехать не пришлось. Машина нашлась в Рыбинске. Полгода оно простояла прямо в квартире пятиэтажки. Но прежде с ней приключилась интересная история.
Этот «трехсотый» немец выпускался для внутреннего рынка ГДР в течение двух лет. 100 экземпляров были отправлены в Советский Союз в ДОСААФ. Один из них в 1967 году прибыл из Ярославского отделения в Тихменевский лесхозтехникум для обучения студентов, сдающих на права. Правда, до ГАИ он так и не доехал.
— По пути на регистрацию мотоцикл попал в аварию, — рассказывает коллекционер. — Запчастей не было, восстановить его лесной техникум своими силами не смог, и он в разобранном виде лежал в гараже. Пока его не присмотрел один ценитель. Купил, полгода ремонтировал. Даже писал письмо на завод-изготовитель с просьбой выслать запчасти, и ему выслали.
С 70-х и по 90-е MZ ES 300 «намотал» 14,5 тысячи километров. Затем владелец продал мотоцикл своей знакомой, которая хранила его прямо в жилой комнате. По словам Александра, в России «трехсотых» он больше не встречал. В отличие от более растиражированного MZ SE 250.
Мопед «Киевлянин» — еще один интересный экземпляр из многочисленной армии мототехники. Модификация — К 1 Б. Его Александру сосватал читатель «Рыбинских известий». За этой техникой пришлось ехать в глухую деревню Тверской области. 600 километров пути, 15 из них – по бездорожью.
— Пыль, камни – машина была грязная, как танк, — говорит коллекционер. – Но оно того стоило.
«Киевлянин» — точная копия Wanderer SP 1, который выпускался с 1938 года. Когда Союз победил в войне, все оборудование мотоциклетной фабрики из Германии было перевезено в Киев, и на нем налажен выпуск копий. По словам Александра, с 1945 по 1954 год было создано 14 тысяч мопедов.
Последняя модель Рижского завода – мопед «Дельта» с мотором Д-серии, разработанном на Ленинградском заводе «Красный октябрь». У этого экземпляра мотор уникальный. Их всего было выпущено 50. Рама осталась от Рижского завода. В конце 90-х предприятие получило недособранные мопеды («Рига 13», «Стела», «Дельта») в качестве оплаты за моторы и, собрав их, продало небольшой партией. Сегодня такой днем с огнем поискать.
Уже совсем скоро рыбинцы и гости города увидят часть коллекции чудо-техники. В Рыбинске Александр создает музей «Мотославль». Работы в его помещении идут полным ходом. Открытие запланировано на 3 августа.