Драмтеатр Рыбинска не ищет легких путей. Вместо того чтобы спокойно уйти на каникулы, представив на суд зрителей легкую комедию, здесь поставили социальную пьесу, политический анекдот Юрия Полякова «Золото партии».
Спектакль начинается с революционных событий 1917 года и заканчивается с тем же ощущением необходимости перемен, но уже в современной реальности. После занавеса на полном серьезе приходит мысль: а не появятся ли у театра проблемы?
Ночь. Улица. Далее по тексту классика. Новый спектакль начинается с минимума декораций и героев. Обеспокоенная студентка образца 1917 года ждет встречи со своим возлюбленным революционером – картавым, бородатым, в кепочке. Никого не напоминает? Молодые подпольщики целуются-милуются, а спустя минуту спасаются бегством от жандармов.
Занавес поднимается, зритель попадает во дворец. Нет, не в Зимний, а в помпезную квартиру нашего современника, крупного во всех смыслах слова банкира Марлена Петровича. Он живет под театральной хрустальной люстрой, в окружении золотых канделябров, огромных резных дверей, которые можно открыть, только повиснув на ручке всем телом. Живет, как положено – боится клиентов своего почти разорившегося банка, не замечает адюльтера с охранником беременной жены — в прошлом «Мисс Тамбов».
Вся эта «жиза» — лишь антураж столкновения противоположных миров. Мира прожженного дельца, у которого все продается и покупается, и мира его отца Петра Лукича — престарелого жуира, революционера и мудрого человека, который по-доброму троллит всех вокруг.
— Народ, сынок, — это люди, которые вываливают на улицы, когда по телевизору слишком много врут, — с хитрым прищуром говорит он сыну, и вспоминает, что в былые времена финансисты были тихими и незаметными винтиками системы, а не вершили судьбы мира как теперь.
Каждый участник этой постановки – средоточие противоречий. Старший сын банкира стал священником и во время редких своих визитов безуспешно пытается наставить домашних на путь истинный, при этом не чурается принимать денежные подношения от своего папаши.
— Меня в каждой комнате по иконе, — разглагольствует банкир, с воодушевлением слушая проповеди сынка в рясе. Дед же смеется и спрашивает, а зачем богу потребовался дьявол, неужели на небесах многопартийная система? Внук в долгу не остается и вспоминает, как в детстве видел, что Петр Лукич – убежденный коммунист, тайком ходил в церковь. Зачем? Так, на всякий случай. Вдруг там наверху действительно есть высшая сила, пресловутый рай, который дед и его последовали стремились построить на земле.
Как водится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Поэтому остается только смеяться и иронизировать, в том числе над собой. Это прекрасно удается деду, сыгранному Евгением Колотиловым. Эта роль — его несомненный успех. Слушая его размышления о современной действительности, волей-неволей понимаешь: «неладно что-то в Датском королевстве». Подливает масла в огонь еще один персонаж – добрая, умная, красивая, образованная беженка из Украины Оксана Сметанка, работающая сиделкой. Она вспоминает о своей жизни на родине, университетских годах, любимом муже Степане, с которым в читалке украдкой грызли печеньки, о начале войны.
— Нельзя любовь к своему народу превращать в шизофрению, — сетует она.
Клубок политических, социальных проблем современного общества нарастает по ходу сюжета. На сцене, как в начале пьесы, появляются революционеры, которые, как и всегда, за то, чтобы «до основания, а затем…». Даже зритель оказывается вовлеченным в эту игру.
Когда участники спектакля находят старинные облигации и понимают, что получат кучу золота, они начинают решать, кому его отдать. Банку, дышащему на ладан? Зрители молчат. Государству, в лице вездесущего агента ФСБ с двумя спецназовцами? Снова тишина. Может, на революцию? «Закидаем правительство яйцами и помидорами. Заодно и сельское хозяйство поднимем!», — кричит со сцены современный бунтарь, борец с системой. В ответ в зрительном зале поднимается лес рук.
Обычно в таких случаях говорят – без комментариев. Но удержаться невозможно. Так хочется сказать всем, кто наверху – помните историю, помните, что бывает, когда власть печется о благополучии небольшой горстки людей. Недаром в конце спектакля на сцене появляется призрак крейсера «Аврора». Режиссер спектакля Петр Орлов таким образом попытался предупредить – если ничего не менять, то повторится 1917 год.
«Золото партии» — это россыпь смешных режиссерских находок. Чего только стоит Сергей Батов в непривычной роли реального пацана – с фиксой во весь рот и на кортанах. А какая фантасмагория твориться на сцене под видом сна пьяного банкира! Влиятельная чиновница, домочадцы, клиенты, и все в коронах. Сумасшествие, которое недалеко ушло от горькой правды