Модельер Ирина Казак вспоминает высказывание Валентина Юдашкина: «Я сам себе поставил стул и сел, на табуретку или трон — жизнь покажет». Что касается самой Ирины, то жизнь показала — она поставила себе трон.
Нередко Ирина искренне сожалеет: «Мне надо было родиться в 19 веке, когда дамы украшали свои наряды рюшами, воланами, бантами, пользовались изящным веером, а кавалеры были галантны и благородны». Ирина не увидела большой беды в том, что ее современники не отличаются этими качествами, она создала свой мир моды, который один столичный журналист назвал розовым миром, и стала в нем жить и творить. Путь в этот мир был довольно тернистым, потому что быть первым всегда трудно.
Потребовалось время, чтобы понять: мир изысканных и одновременно «носибельных» (выражение Ирины) туалетов, ее мир. И, видимо, прав был ее отец — Георгий Тилюпо, которого хорошо помнят в нашем городе как бессменного директора РАТ. Видя, что дочь сомневается в выборе своего будущего, сказал: пока не определишься, иди учиться в техникум. Слово отца было для Ирины авторитетным, она закончила РАТ, отработала, как тогда полагалось молодому специалисту три года, на моторостроительном заводе, после чего сомнений не осталось: ей не интересны сухие цифры, точные расчеты. И Ирина с головой окунулась в яркий гармоничный мир, где человек без фантазии, вдохновения будет чувствовать себя чужаком. Видимо, сказались гены: дедушка по материнской линии имел швейную фабрику под Рыбинском, откуда дубленки, вышитые шелком, отправляли во все края огромной России.
Курсы кройки и шитья в ДК «Авиатор», где начала преподавать Ирина Казак, получили новый статус: студия «Вдохновение», затем Школа-студия Моды Ирины Казак. Шитье и вдохновение, усомнится ктото, и зря. Занятия в студии она вела 33 года. За это время у рыбинских женщин стало признаком хорошего вкуса пройти обучение у Ирины. Она не просто учила кроить и шить, она приобщала их к миру моды.
Вернувшись с салонов Высокой моды, с престижных показов, привезя домой «багаж» специальных журналов, Ирина спешила поделиться новыми знаниями со своими любимыми ученицами. Преподавание в Школе-студии моды, куда входили школа моды, школа имиджа, детская студия «Каролина», велось по ее авторским программам (всего 11 программ). Со временем стало очевидно — ей тесно в рамках студии и города…
С тех пор немало воды утекло. Сегодня Ирина Казак живет, как говорят, на два города — в Рыбинске и Москве. Показы, фестивали, конкурсы в России и за рубежом. Она востребована. Ее стиль узнаваем по павловопосадским узорам, по ее — казаковскому — крою и отделке. Один известный модельер, поздравляя Ирину с очередной победой на конкурсе, воскликнул: «Ирина, а ты уже прилично «наследила» в моде». Ей предлагали работать в Ярославле, в Москве, Санкт-Петербурге, Прибалтике, открыть бутик в Лондоне, а она всегда возвращается в родной Рыбинск.
Факт, который не нуждается в комментариях: Торгово- промышленная палата России признала права на авторский стиль Ирины Казак в одежде. Она авторитет в мире моды, разработала десятки коллекций, дружна с Валентином Юдашкиным, Славой Зайцевым. Одна из немногих российских кутюрье, кому посчастливилось пройти стажировку в самой престижной школе ES MOD в Париже. Модельер из Рыбинска частый участник недель Российской моды, Высокой моды, показов в Торгово-промышленной палате России, мэриях крупных городов, посольствах иностранных государств. Нашу землячку знают во Франции, Италии, Испании, США, Германии… Показательный факт из биографии Ирины Казак: ей вручен золотой знак «Факел Бермингама» и диплом с фотографией и автографом американского президента. Этой награды удостаиваются признанные авторитеты в своей сфере — за верность профессии.
Конек Ирины Казак — русская тема. Ее новые коллекции носят говорящие названия: «Цветы России», «Белый лен», «Душегрея», «Парочки». Причем Ирина не «заигрывает» со зрителями — не пытается осовременить костюм до такой степени, что характерных черт русского почти не остается.
Она восхищается мастерством и трудолюбием русских женщин, считая их работу эталоном практичности, выдумки в отделке: «Вы знаете, как они сарафан кроили? После того как выполнился крой, оставался единственный треугольник ткани, но даже он шел в дело — украшал спинку».
Многие годы Ирина Казак ведет сбор материалов по истории русского костюма в музеях и архивах Рыбинска, Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга. Давно слывет истинным знатоком в этой области. 10 лет была постоянным членом жюри конкурса-фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох».
Пьер Карден однажды сказал, что для художника-модельера самое сложное — на протяжении всей жизни сохранить свой стиль. У Ирины всегда только одна тема в творчестве — русский костюм. Ее работы не сразу получили массовое признание, потребовалось время, чтобы люди наконец вспомнили об истинно русских традициях, оценили то богатство, которое копилось и шлифовалось веками. Сегодня Ирина радуется: интерес к русскому костюму растет и у взрослых, и у детей.
О павловопосадских шалях, главной составляющей своей коллекции, Ирина знает все нюансы. На взгляд модельера, шали обладают мощнейшей энергетикой, так как производятся практически вручную.
«Жаль, что постепенно вековые традиции изготовления шалей утрачиваются. Вместо ярких самобытных узоров все чаще появляются невнятные, невыразительные»,- сокрушается Ирина.
На то, чтобы создать авторский костюм с юбкой, имеющий оригинальный узор, соединить фрагменты нескольких шалей, получить цельный неповторимый орнамент, уходят недели. У Ирины нет рабочих и нерабочих дней и часов. Она готовит обед, делает уборку и одновременно думает о своих будущих коллекциях. Перед тем, как рождается новый орнамент, она мысленно перебирает, как в калейдоскопе, сотни вариантов. И вот, наконец, приходит понимание — вот он, нужный рисунок.
Идти своим путем, оставаться единственной и неповторимой трудно, тем более, что слишком сильно влияние иностранной, в первую очередь французской моды. В свое время Юдашкин дал ей совет: «Ирина, займись конъюнктурой и забот знать не будешь».
А тогда были востребованы красные и малиновые пиджаки с квадратными плечами. Ирина выслушала наставления и уехала в Рыбинск — заниматься русским костюмом.
Несведущему человеку может показаться, что у Ирины не жизнь, а сплошной праздник. Увы, это предположение ошибочно. Успешный показ невозможен без продолжительных утомительных репетиций с манекенщицами, километров дефиле на высоченных каблуках, кровавых мозолей, слез… И не только. Ирина Казак в одном лице и директор, и постановщик, и звукорежиссер, и менеджер. Один только сбой, одна ошибка — и все усилия насмарку. Ирина вспоминает урок, который многому ее научил. Во время репетиции престижного показа она вняла словам известного российского кутюрье: «Ира, что за фонограмма для показа? Сопли по роялю! Нужен ритм». Словом, манекенщицы, представлявшие костюмы, сшитые в истинно русских традициях, шли под «забойную» музыку… С тех пор Ирина доверяет только своему вкусу и профессиональному чутью.
Конечно, успех был велик, но радоваться ему у Ирины уже не оставалось сил, потому что весь основной груз она тащила на себе. Это сейчас она может назвать своих помощниц командой, а тогда… Психолог, к которому она обратилась за помощью, сказала: «Не «расплескивайся», не нянчись со всеми, иди вперед. Кто спешит за тобой — это твой человек». В итоге сложился небольшой дружный коллектив, где радость и беда общие. Когда Ирина попала в серьезную автокатастрофу, когда, по ее словам, «слава Богу, ни одна из моих девочек не пострадала», а она получила травму позвоночника, команда окружила ее такой заботой, что сомнений уже не осталось: все не зря.
Знакомства с известными политиками, звездами эстрады не наложили отпечатка на ее характер. Она по-прежнему приветлива, общительна, отзывчива. Как и в начале карьеры, постоянно учится, сидит за книгами и журналами. Времени Ирине катастрофически не хватает.
«Побереги себя!» — просят муж и сын, а она вновь мчится в Ярославль, в столицу готовить показ, читать лекции, работать в жюри конкурсов. Иногда она чувствует, силы на исходе, но вновь командует себе: «Стоять!»
Она сильная и очень ранимая. Зависть, серость, наглость выбивают ее из колеи. Она даже может заболеть. И тогда рядом оказываются любящий муж, сын. Бальзам на душу — телефонный звонок любимой внучки Ксении — Каролины. В том, что Ирина стала заметной фигурой в мире моды, немалая заслуга ее близких: семья — ее поддержка и опора. Муж оставил преподавательскую деятельность, чтобы быть постоянно рядом.
Сын Владислав — незаменимый помощник матери в решении многих вопросов. Ирина очень дорожит его подарком — новым оборудованием, необходимым для работы. Организацию фотосъемок он всегда берет на себя, и делает это на высоком уровне. Сноха Наташа, внучка — отличные фотомодели. Словом, профессия Ирины объединяет и сближает семью.
Недавно Ирине сообщили, что ее кандидатура выдвинута на публикацию в ежегодном издании «Персона России», а это обязывает. В сопроводительном письме говорится: «Публикация в книге — это признание Вашего успеха обществом и оценки труда во благо России».
«Я свою лебединую песню еще не спела»,- улыбается Ирина и рассказывает о планах. Главное, конечно, это работа над новыми коллекциями. Всех секретов она раскрывать не стала, но об одном все же поведала: все модели украсят аксессуары ручной работы. Она хочет серьезно заняться фотографией и живописью. Любимые темы: пейзаж и цветы. Профессионалы дают высокую оценку тому, что сделано Ириной.
Она начала работу над учебными пособиями по этикету, деловому протоколу; моделированию и пошиву одежды. Вот такая она, наша землячка, увлеченная, жизнерадостная, ценящая красоту в человеческих отношениях и в окружающем мире. А какой она видит себя, мы тоже скоро узнаем. Светлана Пчельникова, одна из известнейших в мире коллекционеров именных кукол, предложила Ирине сделать себя — куклу. Кукла Ирины будет непременно в костюме от Казак, улыбчивая, кокетливая, шалунья и обязательно… светская.