В октябре в городе изменится привычная схема оплаты за отопление. Теперь платежи будут сконцентрированы в рамках отопительного сезона, точнее, семи месяцев, а не оплачиваться равными долями в течение всего календарного года.
Шаг, который предстоит сделать, очень серьезный. Для того чтобы расставить все точки над «и», мы обратились за комментариями к директору МУП «Теплоэнерго» Владимиру Иванову.
— Владимир Георгиевич, чем вызвана необходимость перехода на оплату за тепло в течение отопительного сезона?
— Есть несколько причин для этого. Во-первых, согласно 307-му постановлению Правительства Российской Федерации потребитель имеет право производить оплату за период фактического предоставления коммунальных услуг, то есть в течение отопительного сезона. Во-вторых, переход на расчеты по 1/7 позволит избежать напряженных отношений с поставщиками энергоресурсов, что в конечном итоге будет выгодно рядовым гражданам.
Из-за сезонного характера теплоснабжения наибольшая часть расходов, связанных с производством тепловой энергии, приходится на отопительный период и не перекрывается полученными доходами, так как население платит за отопление ежемесячно равными долями в течение года. Но газ и прочие ресурсы отпускаются нам не в рассрочку: их поставщики требуют оплату по фактическому потреблению. Поэтому создается кассовый разрыв между доходами и расходами, которые по времени не совпадают, например пиковые нагрузки, а, значит, максимальные платежи за покупные энергоносители, приходятся на начало финансового года, когда идет традиционный «провал» по коммунальным платежам населения.
Возникающий кассовый разрыв (в этом году на конец отопительного сезона он составил 250 миллионов рублей) заставляет нас обращаться за кредитной поддержкой для того, чтобы погасить долги перед поставщиками ресурсов. Однако в связи с тем, что компенсация процентов по кредитам в тарифе предусмотрена не в полном объеме, идет рост убытков предприятия. Негативно сказываются на финансовом положении предприятия и неплатежи населения. В результате банки просто начинают отказывать нам в предоставлении заемных средств. А когда нас перестают кредитовать, мы перестаем платить. Получается замкнутый круг.
Усугубляет ситуацию и то, что утвержденный тариф МУП «Теплоэнерго» не является экономически обоснованным — фактически в этом году мы недополучим 260 миллионов рублей.
При этом у ряда поставщиков тепловой энергии тарифы значительно превышают те, по которым работает МУП «Теплоэнерго». Негативно на рост кредиторской задолженности влияет и то, что структура затрат, учтенных в тарифе, распределяется следующим образом: 59,00% — газ, 27,07% — покупная тепловая энергия.
Фактически все, что мы собираем, приходится отдавать поставщикам, на собственные нужды остается совсем незначительная часть. Для нормального функционирования предприятия и своевременной подачи тепла необходимо обеспечить сбор денежных средств с потребителей в объеме не ниже 87% при условии утверждения норматива потребления в размере 1/7. Уточню, что при действующем нормативе ежемесячной платы по 1/12 сбор должен быть не ниже 152% — это в наших условиях нереальная цифра.
— Чем чревата ситуация, когда поставщики не получают от МУП «Теплоэнерго» средства за поставленные ресурсы в полном объеме?
— Вовремя не расплачиваясь с поставщиками ресурсов, мы их в некотором смысле подводим, ведь они также после очередного отопительного сезона начинают подготовку к новому. Им нужны денежные средства на ремонты, а мы свои долги за прошедший отопительный сезон отдаем только к 1 октября, когда время уже упущено. Неудивительно, что ресурсники начинают дергать нас, мы — потребителей, но ведь последние больше, чем начислено, заплатить не могут. Домов, где проживает 100% неплательщиков, у нас нет, а отключить конкретных граждан, не оплачивающих услугу, мы не можем — такова особенность централизованной системы теплоснабжения. Получается, мы ограничить не можем никого, а нас — очень даже легко. Как в поставке газа, так и тепла.
В сложившейся ситуации переход на 1/7 — единственно возможный выход. Других вариантов быть не может — либо предприятие должно закладывать все риски в тариф, например проценты по кредитам, либо работать по новой схеме. Как я уже говорил, схема расчетов за тепло в течение семи месяцев спасет от кассовых разрывов. Уровень доходов и расходов в отопительный сезон будет соизмерим.
— То есть, когда весной будущего года будут подводиться итоги очередного отопительного сезона, разговоров о том, что ваше предприятие должно поставщикам ресурсов десятки миллионов рублей, не будет?
— Такой, как сегодня, сложной ситуации по долгам в следующем году уже не будет. Останутся «хвосты», связанные с неплатежами потребителей. Погасить все накопившиеся долги перед газовиками и прочими поставщиками ресурсов, конечно, за короткое время не удастся, но что касается начислений за текущий период, то их мы сможем оплачивать.
Сейчас довольно трудно сказать, насколько сократятся накопленные ранее долги. У нас есть график их погашения с Межрегионгазом. К 1 октября мы должны полностью погасить долг в 132 миллиона рублей, и я уверен, что предприятие справится. Намного сложнее ситуация с ОАО «НПО «Сатурн». Пока мы не можем согласовать график погашения долгов с этим предприятием. С нашей стороны неоднократно предпринимались попытки найти компромиссы в решении этого серьезного вопроса. Подключился к данной проблеме и губернатор области. Но… договоренность, которая устраивала бы обе стороны, до сих пор не достигнута. Предприятие требует одномоментного погашения задолженности, что сделать невозможно.
График, который нами предложен «Сатурну», в одностороннем порядке МУП «Теплоэнерго» выполняет. Долги мы гасим. И если будем продолжать делать это такими же темпами, то уже в следующем отопительном сезоне задолженности перед предприятием не возникнет.
— Текущей или сформировавшейся ранее?
— Попробую объяснить, что я имею в виду. Дело в том, что сейчас наше предприятие заявилось на новый для нас тариф — на передачу тепловой энергии. Сегодня мы выступаем в роли единой теплоснабжающей организации в городе, имеем 19 своих котельных плюс десять сторонних тепловых источников. Если нам утвердят новый тариф, это будет означать, что тот же «Сатурн» получит право заключать договоры на поставку тепловой энергии непосредственно с управляющими компаниями. Мы в данном случае будем выступать только в качестве теплосетевой компании, которая получает доход от передачи тепла по сетям. С того момента, когда будет действовать новый тариф, наша задолженность перед «Сатурном» накапливаться не будет, с ним будут рассчитываться управляющие компании. Уже само предприятие должно будет нам платить за транспортировку тепла, у нас же по отношению к нему останутся только прежние долги, которые «Теплоэнерго» будет погашать в том числе и за счет тех средств, которые получит за данную услугу. Это прозрачная схема для всех участников данного процесса.
Поэтому сегодняшняя позиция предприятия мне кажется, мягко говоря, странной, особенно в разрезе последних событий, когда «Сатурн» заявил об ограничении поставок горячей воды. Ни один поставщик услуги не имеет права применять подобные меры в отношении добросовестных плательщиков. В данном случае речь идет об обычных горожанах. Если бы дело касалось жилого дома, где все жители не платят за тепло и горячую воду, то его можно было бы отключить. Но так как такого в реальности не бывает — в самом проблемном в плане коммунальных платежей доме всегда есть семьи, которые исправно гасят «коммуналку», — это юридически недопустимо.
— Возвращаясь к разговору о переходе на 1/7, почему для него выбран именно октябрь? Не логичнее ли сделать это с начала года?
— По закону переход на 1/7 разрешен нам с 1 июля текущего года, но поскольку есть определенная процедура, окончательное утверждение норматива регулирующим органом мы получим только к 1 сентября. Еще месяц уйдет на информирование граждан.
Октябрь — оптимальное время для перехода еще по одной важной причине. Именно в этом месяце, начисляя населению оплату по новому нормативу, не получая дотаций, мы выходим в ноль — выбираем объем полезного отпуска тепла в положенном объеме. Если переход произошел бы с сентября, то мы недополучим за объем поставленного тепла 90 миллионов рублей. Если расчет по 1/7 был бы введен в самом конце года, то у нас уже будут аккумулироваться лишние средства, но перерасчет мы не смогли бы произвести — методики для того, чтобы это сделать, нет.
— А минусы у схемы оплаты по 1/7 есть?
— 1/7 — это доходы в отопительный сезон. В то же время все ремонтные работу МУП «Теплоэнерго» ведет летом. Учитывая, что ежемесячно мы имеем порядка 7% недосбора платежей за тепло с населения, то, естественно, предприятие их погашает за счет доходов. Это чревато тем, что к лету мы придем без денег, не сможем иметь запас финансов на проведение ремонтных работ. Для того чтобы такую перспективу предотвратить, подана заявка о переходе с 2013 года на двухставочный тариф. Это пилотный проект, суть которого — разделение валовой выручки на условно-постоянные и переменные расходы. В переменные попадает только топливная составляющая — газ. В условно-постоянные — все остальные затраты. По сути, поступающие от населения платежи делятся на две части, одна из которых аккумулируется и служит залогом того, что в определенный момент у предприятия будут средства на необходимые нужды. Сейчас на двухставочный тариф перешла только Москва, следующим, надеюсь, будет Рыбинск.
— Не могу не задать вопрос, который чаще всего озвучивают рыбинцы, — после того как в октябре мы все дружно начнем рассчитываться по 1/7, не возникнет ли дисбаланс, ведь весь год до этого мы платили по 1/12?
— Граждане должны понять, что стоимость услуги отопления не меняется, и, по сути, за год они должны заплатить одну и ту же сумму. Поясню, у МУП «Теплоэнерго» есть объем годовой выручки, зафиксированный в тарифном решении. Мы должны получить за теплоснабжение жилого фонда не менее 1 миллиарда 22 миллионов рублей в год. Не важно, по какому нормативу. Рост платежей для населения при переходе на 1/7 составит максимум 15 рублей 54 копейки с учетом НДС за 1 кв. метр общей площади, но в целом по году платежи не вырастут, поскольку пять месяцев люди платить не будут.
— Но из-за перехода на 1/7 платежи в отопительный сезон возрастут, плюс еще и ежегодный рост тарифов. Если перемены ощутимо ударят по кошельку сейчас, то вряд ли кто-то вспомнит, что через семь месяцев будет легче.
— Хотелось бы напомнить гражданам об одной немаловажной детали, которая, я уверен, поможет многим преодолеть переходный период более-менее безболезненно. Согласно закону Ярославской области, региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 14%. В случае превышения предельного размера платы граждан за коммунальные услуги предусматриваются меры социальной поддержки в виде предоставления субсидий. Кстати, жители областного центра оплачивают тепло по 1/7 уже не первый год.