Минюст Российской Федерации собирается рассмотреть возможность повышения брачного возраста до 21 года. Желание внести коррективы в матримониальные традиции, как всегда, вызвано благими целями — уберечь юношей и девушек от слишком раннего начала семейной жизни.
Казалось бы, как далеко мы ушли от тех времен, когда представители подрастающего поколения с младых ногтей приучались работать бок о бок со взрослыми, быстрее становились самостоятельными и как следствие очень рано вступали в брак. Вспомните, к примеру, как леди Капулетти торопит с замужеством свою дочь — 13-летнюю Джульетту: «В Вероне многие из знатных дам тебя моложе, а детей имеют. Что до меня — в твои годы давно уже я матерью твоей была!»
Такая спешка в ту пору была оправданна — человеческая жизнь была коротка, и нужно было успеть сделать все самое важное. С тех пор утекло много воды, и продолжительность жизни увеличилась в разы, а вот ранние браки остались. Чаще всего современные Ромео связывают себя узами Гименея по вполне определенной причине — если у дамы сердца округляется животик. Если у юных родителей появляется ребенок, то неудивительно, что к такой паре появляется повышенный интерес, возможно, что малыша надо брать под опеку, ведь сами родители еще по сути дела дети.
Непростой вопрос предельного брачного возраста недавно досконально обсудили на конференции по мониторингу правоприменения, которая прошла в Санкт-Петербурге.
В ходе обсуждения высказывались предложения — семью можно создавать с 21 года, в виде исключения жениться можно будет и в 16 лет, но не раньше. И это на фоне того, что на данный момент в 27 субъектах РФ действуют законы, предусматривающие, что узами брака молодые юноши и девушки могут связать себя начиная аж с 14 лет.
Самый непростой вопрос — как быть с детьми тех самых взрослых детей? Правоведы склоняются к мнению, что рождение ребенка еще не означает, что его отца и мать можно признать взрослыми, и предлагают на законодательном уровне ввести необходимость установления опеки над малышами. Опекунами могут стать их дедушки и бабушки или же официальные органы опеки. Родители смогут представлять интересы своих сыновей и дочерей, только достигнув определенного возраста.
Хотя инициатива ученых-правоведов пока находится в стадии обсуждения, она уже породила немало противоречивых отзывов. Одни недоумевают, зачем вообще поднята тема повышения предельного возраста для вступления в брак, ведь никакими запретами тягу представителей противоположного пола друг к другу не остановишь, другие опасаются, как бы такие меры не сказались на уровне рождаемости . Известно, что для женщины, пусть даже и очень юной, факт замужества — достаточный повод для того, чтобы произвести на свет ребенка.
А что думают по поводу увеличения предельного брачного возраста специалисты?
Директор МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» Геннадий Савин:
— Не думаю, что в случае повышения предельного брачного возраста ситуация с ранними браками кардинально изменится, скорее всего увеличится количество так называемых гражданских браков — юноши и девушки будут жить вместе, не задумываясь об официальной регистрации своих отношений. С другой стороны, считаю, что внесенное предложение не столь уж и бесполезно, оно отражает общеевропейскую тенденцию.
В Старом Свете молодые люди уже давно не стремятся рано выйти замуж или жениться, предпочитая сначала встать на ноги, получить образование. Еще один немаловажный нюанс, с которым современному обществу приходится мириться, в том, что социальное созревание молодежи идет с запозданием. У нас очень распространен инфантилизм, чрезмерно опекаемые дети, взрослея, не готовы к самостоятельности, ответственности за себя и близких. Между 18-летними и 21-летними есть большая разница. Последние нередко уже имеют образование, некоторые даже работают, умеют распоряжаться собственными средствами. Юношей старше двадцати лет, если они уже отдали долг Родине, в большинстве случаев трудно назвать психологически незрелыми — служба в армии дисциплинирует, приучает к ответственности.
Не исключено, что внешнее ограничение стремления молодых людей вступить в брак будет больше на руку их родителям, у которых появится пусть и не самый действенный, но метод влиять на своих чад. Сейчас, когда сексуально-этические нормы очень размыты, изначально для многих молодых юношей и девушек причина вступления в брак далеко не возвышенная — это больше всего волнует».
Главный врач МУЗ «Рыбинский перинатальный центр» Александр Грязнов:
— Прекрасно понимая основную причину ранних браков, могу сказать одно — оптимальный возраст для рождения детей — 18 — 20 лет. От него нужно отталкиваться и в вопросе вступления в брак. До этого обзаводиться потомством рано, хотя если встает вопрос, рожать или нет, то лучше не губить маленькую жизнь. Роды в любом возрасте — стресс для организма человека, но аборт может принести гораздо больший вред здоровью. Не знаю, как могло бы сказаться на количестве юных мамочек увеличение предельного возраста для вступления в брак, но ясно одно — периодически от своих детей отказываются как очень молодые женщины, так и более старшие представительницы слабого пола. Так что возраст — не единственный показатель психологической зрелости человека, его готовности нести ответственность за другого.
Начальник отдела опеки и попечительства департамента образования Наталья Гераськина:
— Конечно, никаких жестких ограничений предельного брачного возраста быть не должно. Нельзя в приказном порядке разрешить жениться только с 21 года, а до того и не думать об этом. Слишком много нюансов необходимо учитывать. Что касается опеки над детьми слишком юных родителей, то такая мера существовала и ранее. Она затрагивала в первую очередь молодых девушек младше 16 лет, которые сами находились до определенного времени под опекой. Ограничение эмансипации, а проще говоря, самостоятельности родителей старше 16 лет, имеющих ребенка, на мой взгляд, не совсем правильно. Многие молодые матери этого возраста вполне осознанно относятся к своим обязанностям по уходу и воспитанию детей, и ограничивать их в этом, по меньшей мере, странно.
У некоторых из них и сейчас возникают проблемы. Если юная мать является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, находится в детском доме, то по закону она не может воспитывать под крышей этого учреждения своего малыша, как говорится, это не положено по уставу. В данном случае детей по заявлению несовершеннолетней мамы отправляют в областной Дом ребенка. После открытия в Ярославле центра «Маленькая мама» молодые матери вплоть до своего совершеннолетия вместе с детьми будут направляться туда. Но оба этих варианта не всегда удобны. Недавно у нас был случай, когда молоденькая девочка родила ребенка, получила эмансипацию. Сейчас она собирается замуж, хотя до ее 18-летия еще полгода. Разлучаться со своим ребенком даже на короткий срок она не хочет. Конечно, если бы подобная ситуация происходила в полной семье, где молодая мать может рассчитывать на помощь родителей, то до такого бы не дошло. В свое время мы пытались открыть отделение «Маленькая мама» у нас в городе, но в области было принято решение о том, что в первую очередь такое учреждение должно появиться в Ярославле.
Конечно, 21 год — более приемлемый возраст для начала семейной жизни, рождения детей, но, повторюсь, вводя какие-либо ограничения, необходимо просчитать все варианты для того, чтобы действительно помочь юным молодым людям, а не сделать их несчастными.