На этой неделе Россия отметила громкую дату — 150-летие отмены крепостного права
В Петербурге, в Петропавловской крепости, возложили цветы на могилу царя-освободителя, в Москве — к памятнику Александру II у храма Христа Спасителя. А в Рыбинске памятный венок и цветы появились у постамента, на котором некогда тоже возвышалась скульптура императора, но волею судеб теперь его занимает совсем другой исторический герой.
4 марта в полдень на Красной площади стали собираться люди, рядом с памятником Ленину появился стенд с изображением воссоздаваемой скульптуры императора, а на самом постаменте — белые гвоздики и венок с посвящением: «Царю-освободителю Александру II благодарные потомки». Прохожие подходили, интересовались, удивлялись. Впрочем, самих организаторов акции из фонда «Возможно ВСЁ» не смущало, что цветы приносят де-факто Ильичу. Главное — смысл события, идея.
А идея, по словам президента фонда Сергея Гребенкина, такова: «Отдать дань памяти великому российскому преобразователю, подписавшему 3 марта 1861 года манифест, освободивший более 20 миллионов крестьян. Это был пример государственности, когда реформа прошла без кровопролития. Мы как потомки тех людей считаем своим долгом отметить дату — 150 лет со дня начала реформы. И сейчас, когда нам нужно динамично, красиво, уверенно строить наш город, это особенно актуально». Рыбинск в этом смысле — отражение всероссийских настроений.
Президент России Дмитрий Медведев не раз обращался к значимости либеральных реформ для России, и то, что царь смог отказаться от традиционного уклада и не побоялся провести реформы в стране, назвал величайшей его заслугой. При этом любые реформы не могут двигаться до той поры, пока все граждане сами не начнут их двигать. А в случае с Александром II понимание и признание народное было, иначе не стали бы рыбинские купцы, многие из которых сами выходцы из крепостных семей, собирать деньги и заказывать к 50-летию реформы памятник царю одному из лучших скульпторов того времени — А.М. Опекушину. Несомненно, это были благодарные горожане, которые этот город строили, вели его к процветанию.
4 марта на Красную площадь пришли их современные последователи. Преемственность времен прослеживается порой самым любопытным образом. О таком факте поведал Адольф Павлов, руководитель ансамбля русских народных инструментов им.П.И. Павлова: «У меня в оркестре играет на гуслях потомок мастера, который делал постамент для памятника. Это была гранильная мастерская Введенского. Связь поколений не прерывается».
Архитектор Николай Лосев: «Я здесь потому, что достаточно долго и последовательно отстаиваю позицию восстановления исторического центра. Посмотрите: это место сформировалось к началу прошлого века, и почти за сто лет оно практически не изменилось. Это редкость и большая удача. Здесь застройка сохранилась в первозданном виде: гостиные дворы, биржа, постамент. Восстановление памятника великого мастера — важное дело. Конечно, есть разные мнения по этому поводу, но, мне кажется, в них больше политики и эмоций, не имеющих отношения к архитектуре и истории». Представитель землячества мологжан Геннадий Корсаков считает, что должна быть восстановлена историческая справедливость: «Это дань уважения не только царю-освободителю, но и скульптору Александру Михайловичу Опекушину, нашему замечательному земляку». Сейчас отливкой скульптуры занимается народный художник России, академик скульптуры Альберт Чаркин в Санкт-Петербурге. Новое рождение шедевральной опекушинской работы ставится в один ряд с такими знаковыми событиями, как реставрация Никольской часовни, фасадов старинных зданий. Знаковым является и отношение городских властей, ратующих за комплексный подход к возрождению старого центра с его узнаваемым историческим обликом.