Старинные рояли разместят в Красном гостином дворе, планируется, что здесь будут проходить концерты классической музыки, а подрастающее поколение сможет научиться реставрационному мастерству.
В редакцию «Рыбинских известий» Алексей Ставицкий вместе со своим единомышленником Кириллом Егоровым попали, словно с корабля на бал. Буквально за несколько часов до встречи они привезли в город пятьдесят три тщательно упакованных рояля, под дождем перетащили их под крышу. Поэтому были уставшие, но довольные.
— Один рояль чуть-чуть намок, но это не критично, — говорит Алексей. Он – фанат своего дела, музыкальные инструменты стали для него и работой, и образом жизни.
Более тридцати лет назад он, музыкант по образованию, создал свою мастерскую реставрации инструментов, пятнадцать лет их коллекционирует.
Сейчас у Ставицкого самая большая в стране коллекция клавишных – более 80 экспонатов.
В Рыбинск коллекционер и реставратор попал совершенно случайно, благодаря знакомству на музыкальном интернет-форуме с молодым рыбинским историком Кириллом Егоровым.
— Благодаря ему я приехал в Рыбинск, увидел город и полюбил. Я достаточно общительный человек, много где бываю, но Кирилл поразил меня своей увлеченностью историей родного края, а еще – любовью к музыке, — рассказывает коллекционер.
Почти сразу же он стал выяснять, возможно ли организовать в Рыбинске музей клавишных инструментов, и получил поддержку у главы города.
Некоторые ценные экземпляры инструментов попали Ставицкому в руки совершенно случайно – были отданы, подарены, и у каждого из них – своя интересная история.
— Даже не история, речь идет о судьбах, — говорит Алексей. — Каждому из инструментов коллекции более 100-150 лет. Они таят в себе множество загадок, в том числе об известных людях, событиях, свидетелями которых они были. Так, в моей коллекции есть рояль Игумнова, преподавателя консерватории, у которого училась Мария Челищева – основательница первой музыкальной школы Рыбинска. Есть инструмент фабрики Карла Вирта. В 40-е годы XIX века это была самая известная российская фортепианная фабрика, как сейчас бы сказали – русский Стейнвей. Об этом производителе можно долго рассказывать: как он приехал из Европы, быстро у нас разбогател, делал органы. В дальнейшем я так и сделаю – расскажу судьбу своих экспонатов.
Алексей Ставицкий хочет привезти в Рыбинск других известных коллекционеров, которые могут показать инструменты знаменитостей. Сейчас два популяр-ных музыканта – Алексей Любимов и Петр Айду – передали в коллекцию будущего музея несколько интересных экспонатов. Мастер пригласит в Рыбинск единственного в своем роде ученого по фортепьяно Максима Сергеева, который прочитает цикл лекций об этом удивительном инструменте, а также лучших пианистов страны и даже мира.
— Я надеюсь, что это будет не просто музейный, а образовательный, ремесленный, просветительский, концертный проект. Старинные отреставрированные инструменты станут не только экспонатами, на них будут играть пианисты, — мечтает коллекционер.
Исполнение на музыкальных инструментах, созданных во времена Баха, Мусоргского, Листа, сегодня становится популярным. Это необычная и захватывающая тема, она преображает музыку, людей, которые ее слушают. Они проникаются духом времени, видят инструменты, к которым прикасались великие музыканты.
— В свое время я вывез с родины Модеста Мусоргского инструмент, на котором великий музыкант играл сам, — рассказывает энтузиаст.
Музей клавишных инструментов будет располагаться на третьем мансардном этаже Красных торговых рядов со стороны Волжской набережной. Начало необычного проекта положат около тридцати музыкальных инструментов и камерный музыкальный зал. В музей попадут лучшие образцы коллекции. Остальные будут ждать своего часа. Алексей хочет открыть при музее школу реставрации, чтобы молодежь Рыбинска могла попробовать свои силы в этом необычном ремесле.
— Сейчас и в нашей стране, и в Европе реставраторов музыкальных инструментов не хватает, надо учить. Современному поколению сложно понять, но раньше композиторы и музыканты почти всегда играли на инструментах отечественного производства. Экспонаты, представленные в музее, покажут величие нашей культуры, которая была многонациональной, впитывала в себя лучшие тенденции и технические характеристики музыкальных инструментов со всего мира. В результате получались истинные шедевры. Благодаря этому русская музыкальная культура в конце XIX века оказывала большое влияние на культурное развитие Европы и мира, — говорит Алексей Ставицкий.
Коллекционер – свой человек в московском Рахманиновском обществе, переписывается с потомками хозяев российских фабрик музыкальных инструментов. Он горит желанием создать в Рыбинске крупный культурный центр, который станет известен на всю страну.
Точную дату открытия уникального музея Ставицкий пока назвать не может. В помещении, где разместится коллекция, пока идет ремонт. Но можно утешать себя мыслью, что большое событие не за горами – экспонаты в Рыбинск уже прибывают.
Музыкальная школа номер 1 носит имя Чайковского, а Челищева является её основателем.
спасибо за внимательность)
пришлите N телефона мне. Мой телефон 8 915 988 40 89, пожалуйста.