В джинсовом костюме, с широкой улыбкой на лице, просматривающего кипу бумаг, одновременно общаясь по телефону, — таким мы застали Алексея Ломанова, преподавателя РГАТУ, на своем рабочем месте.
«Вы по поводу тренажера для игры в настольный теннис? Пойдемте покажу», — пригласил Алексей, не подозревая, что заинтересует нас не только демонстрацией техники
В ПОИСКАХ СЕБЯ
«Первое знакомство с электроприборами, вероятно, как у многих мальчишек, произошло в раннем детстве. Когда мне было 3 года, воткнул вилку от проводного радио в обычную розетку, и оно сгорело. А еще, уже позже, у меня появился мотоцикл «Минск», двигатель которого я мог «располовинить», перебрать и собрать заново с закрытыми глазами», — рассказывает преподаватель.
Алексей Ломанов учился в 25-й школе в микрорайоне Волжский. Мальчишке очень нравилось возиться с компьютерами и разного рода электроникой. В школе Алексей посещал кружок по основам программирования, который вел учитель любимой информатики, он и научил обращаться с «железом». Как типичный советский ребенок Алексей посещал группу продленного дня при школе. Соответственно, те, кто оставались на «продленку», должны были выбрать себе вид спорта, которым будут заниматься. Алексей смеется, вспоминая то, как выбор за него сделала судьба:
«Видимо, по счастливой случайности в тот день я забыл плавки и автоматом попал в секцию по настольному теннису, а не плавания».
Спустя 5 лет он получил первый взрослый разряд. Далее были и плавание, и рукопашный бой, и спортивное ориентирование, и даже музыкальная школа.
«Вообще я считаю, что в разностороннем развитии ребенка большую роль играют родители. Да, когда ты еще маленький, тебе не очень-то нравится, что тебя «пихают» во все секции подряд. Хочется погулять и ничего не делать. Но сейчас я очень благодарен своим родителям, что прошел всё это. Не обязательно достигать каких-то вершин. Если спорт — это здоровье, если музыкальная школа, пусть даже по классу баяна, как в моем случае, — это всё равно ведь му-зы-ка», — считает Алексей, который сам уже молодой папа, принимающий активное участие в воспитании трехлетней дочери Сони.
Учеба в школе давалась легко, особый интерес Алексей Ломанов проявлял к математике и информатике. Закончив 11 классов без троек, без особых раздумий выбрал авиационную академию и специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
В неблагополучные в финансовом плане времена, в конце 90-х, приходилось подрабатывать. Алексея с друзьями-сокурсниками взяли в конструкторское бюро «Старт». Там студенты прокладывали первую локальную сеть, параллельно изучая сетевые технологии, помогали конструкторам в разработке различных узлов связи. Заработная плата казалась довольно-таки неплохой: 500 рублей по сравнению со стипендией в 82 рубля.
За год до окончания академии Алексей по совету отца решил повысить уровень квалификации. От идеи с получением второго высшего образования отказался сразу:
«Зачем получать второе высшее, если ты еще не пробовал реализоваться и в первом? Поэтому и принял решение дальше продолжать заниматься наукой по профилю и поступить в аспирантуру. Эрнст Семенов, один из наших преподавателей, подрядил меня в помощь аспиранту Илье Паутову, который, кстати, сейчас входит в руководство НПО «Сатурн». Мы занимались исследованиями в области контроля нанесения покрытий в вакууме. Это и стало темой моей диссертационной работы».
ТОЛЬКО РОДИНА
«Приглашений очень-очень много. Бывают довольно-таки заманчивые предложения, что скрывать. Зовут и за границу. Но пока используют твой мозг, ты там нужен, тебе даже платят неплохие деньги. Но случись чего, ведь никто не поможет, ведь рядом — ни семьи, ни друзей. И… пусть это звучит немодно, но, наверное, я — патриот».
Молодому кандидату технических наук предложили остаться в академии и преподавать на кафедре «Вычислительные системы», в то время как кто-то из бывших-сокурсников уехал в штаты, в Германию, в Москву и Санкт-Петербург. Но и в Рыбинске специалисты-профессионалы остались. Так, в течение этого года совместно с другом Михаилом Пшеничниковым Алексей разрабатывает программное обеспечение, которое будет установлено на тренажер для игры в настольный теннис:
«К нам обратилась компания «СтекСпорт», кстати, основанная нашими выпускниками. Они столкнулись с проблемой в разработке программы по управлению ударами. Так как «простых» роботов очень много: и китайских, и немецких, пора быть выше мировых аналогов, необходимо начинать конкурировать уже в том, чтобы подачи имитировали удары профессионального спортсмена. Одно дело, когда мы готовим теннисиста на начальном этапе, уже другое, когда тренируем действующего мастера спорта».
Не секрет, что многие спортсмены покидают свои родные города только по причине сложностей в поиске спарринг-партнера. И не всегда им улыбается удача — в столице они становятся такими же «тренажерами» для более сильных теннисистов.
Алексей привлек к работе не только своих студентов, но и друзей с кафедры «Станки и инструменты». робот получит и новый интеллект, и более усовершенствованную оболочку. Например, на данный момент идет коллективная работа над механикой, в частности над системой автоподачи, когда «промазавшему» спортсмену не нужно будет бегать и собирать мячи, чтобы вновь поместить их в резервуар. за доставку мячей до пушки будут отвечать специальная сетка и трубопровод.
Также в отличие от топовых мировых тренажеров нашему варианту планируется «загрузить» комбинации, соответствующие реальным подачам, и возможность рваного темпа.
ЕСТЬ КОНТАКТ!
«Не важно, золотая ли у тебя медаль, красный ли диплом. Важно то, что ты стремишься что-то делать и делаешь. По максимуму. Не за отличную отметку в ведомости, а за то, что не умеешь иначе, за то, что не можешь не развиваться» — рассказывает Алексей.
Преподавательская деятельность для Алексея Ломанова началась в сентябре 2003-го. Первая группа. Как себя вести? Как общаться? Любого молодого учителя тревожат эти вопросы. Алексей выбрал роль товарища, вероятно, само собой так вышло в силу того, что разница в возрасте со студентами была всего пару-тройку лет:
«Сейчас, конечно, я держу дистанцию, потому что есть такие ребята, которые найдут способ использовать мое доброе отношение в своих «корыстных» целях, имею в виду тех, у кого плохо с посещаемостью и, соответственно, с успеваемостью». Алексей Ломанов может «закрыть глаза» на провинности студентов-участников СКБ (студенческое конструкторское бюро), так как уверен, что они поступили в университет не для того, чтобы отсидеться и «откосить» от армии, а пришли за знаниями и возможностью саморазвития.
«Именно поэтому сегодня в университете внедряется так называемый индивидуальный подход: если раньше две двойки получил — выгнали. Сейчас мы пытаемся понять, почему он эти двойки получил, что не так, назначить ли дополнительные занятия? Знаете, в итоге с вроде бы слабыми ребятами мы умудряемся выигрывать конкурсы и соперничать с такими учебными заведениями, как МАТИ, МАИ, МГУ», — говорит Алексей, поднимая трубку. Нашу беседу вновь прерывает звонок и официальное «Приемная комиссия РГАТУ, здравствуйте».
ПОЗИЦИЯ
С работы порой приходится уходить и после девяти вечера. Но задерживается Алексей Ломанов по доброй воле, поскольку это не «одна операция на заводе, которую ты выполняешь изо дня в день», это — наука, которая не может утомить, это знание, постигнув которое, человек получает удовлетворение. Однако у преподавателя есть принцип — «не тащить работу домой», поэтому хватает времени и на общение с родными и даже на любимые книги:
«Как любой программист-вычислитель, а как вы знаете, нас считают не совсем нормальными, люблю фантастику, практически настольная книга — «Властелин колец» Толкиена. Я ее почти наизусть знаю».
И если в мире художественной литературы Алексея привлекает несуществующая реальность, выдумка, то в действительности притягивают воспоминания из детства: «Люблю я то время, когда учили быть честным человеком, следовать цели, когда жили по средствам, не делили квартиры, когда самое ценное в жизни — это семья и ничего ценнее этого нет. Я и сейчас стараюсь так жить».
Ольга Неробова