Ярославскую область захлестнула волна дорожно-транспортных происшествий: сводки ГИБДД пестрят сообщениями об авариях с тяжелыми последствиями. Сотрудники дорожной полиции отмечают небывалый рост количества ДТП с участием пьяных водителей, водителей такси. Ситуацию, сложившуюся на рыбинских дорогах, полицейские называют даже не сложной, а катастрофической.
Этот день в Пироговке запомнят надолго. 26 августа в медучреждение поступили 11 человек с травмами различной тяжести: все они пострадали в дорожных авариях.
— Практически всем пострадавшим потребовалась экстренная хирургическая помощь, диагнозы были разные: черепно-мозговые травмы, переломы, ушибы. Операционные работали буквально в режиме конвейера. Сейчас состояние всех больных мы оцениваем как удовлетворительное. Хочу отметить, что такие «тяжелые» дни в нашей практике — явление довольно редкое.
Всего в этот день в городе и районе произошли 13 ДТП. Одно из них буквально потрясло Рыбинск. Авария с участием сразу двух автомобилей такси произошла на ул. 9 Мая, в результате столкновения погиб человек.
Денис Фиялковский, старший государственный инспектор ГИБДД, рассказывает:
— Фотографии с места ДТП говорят сами за себя. Автомобиль ВАЗ-2114 двигался по ул. 9 Мая в сторону ул. Суркова, где, выехав на встречную полосу, лоб в лоб столкнулся с еще одним такси, автомобилем «Daewoo Nexia» (в «четырнадцатой» на тот момент находилось пять человек, включая водителя, в «Нексии» — двое: водитель и пассажир). В результате сильнейшего удара один из пассажиров ВАЗа скончался на месте, остальные были доставлены в городскую больницу №2.
Скорее всего виновником этого страшного ДТП будет признан водитель ВАЗа, сейчас решается вопрос о возбуждении в отношении его уголовного дела: анализы показали, что таксист находился в состоянии алкогольного опьянения. Машина-убийца принадлежит одному из представителей рыбинского таксомоторного бизнеса — фирме «Переборы». В ближайшее время прокуратурой будет организована проверка деятельности этой организации.
Нам удалось переговорить с директором такси «Переборы» Ольгой Карнаух. По словам предпринимательницы, в этот день таксист выехал на работу самовольно. Он не получал путевого листа, не проходил медицинского освидетельствования, его автомобиль не осматривал механик.
— В «Переборах» этот водитель проработал всего два дня. Когда мы принимали его на работу, то и представить себе не могли, чем это нам обернется, — рассказывает Ольга Карнаух. — Ходят слухи, что в автомобиле находились его друзья, и якобы они все вместе возвращались из сауны. «Переборские» водители перед тем, как выйти на маршрут, проходят все предписанные законом процедуры: медосвидетельствование, техосмотр. В этот день этот человек никого не поставил в известность о том, что он вышел на работу. Уже после трагедии мы узнали, что он был уволен за похожие нарушения из других таксомоторных фирм.
Так это или нет — покажет расследование.
Многие водители любят порассуждать на тему аварий в ключе «если не ты, то тебя». Но, согласитесь, страшно. По-настоящему страшно, что один человек, сев за руль, будучи пьяным, может подвести итог чьей-то жизни, покалечить за один раз шестерых.
Профессия таксиста когда-то была престижной, уважаемой. В этой сфере работали лучшие водители, профессионалы. Сегодня же пассажир, садясь в такси, фактически играет в «русскую рулетку».
Фирма фирме — рознь. В одной всерьез дорожат репутацией, в другой же в погоне за длинным рублем нарушаются все мыслимые и немыслимые правила перево-зок. Конечно же, порядок царит там, где сложились постоянные коллективы. Это немногочисленные фирмы-долгожители, предпочитающие честный бизнес. В Рыбинске существует порядка шести таких организаций.
Но наравне с таксомоторными «аксакалами» работают и те, кто уделяет вопросам безопасности едва ли не последнее место. Для этих фирм главное — прибыль. Скорее «урвать» — вот их основной принцип. Автомобили здесь буквально «дышат на ладан». Нерабочие ремни безопасности, сломанные стеклоподъемники — обычное дело. Водители же могут выходить в рейс в любом состоянии, их фактически никто не контролирует.
Аварии с участием таксистов в Рыбинске происходят регулярно: по статистике, это каждое девятое по счету ДТП. Ряд автокатастроф привлек внимание сотрудников ГИБДД.
— Еще одно серьезное ДТП со смертельным исходом произошло неделей ранее, — рассказывает Денис Фиялковский, — 17 августа на Глебовской автодороге водитель такси выехал на встречную полосу и врезался в пассажирский автобус. Водитель такси погиб мгновенно, трое пассажиров получили серьезные травмы. Хочется отметить, что в последнее время число аварий с участием таксистов резко возросло.
Несмотря на ужесточение наказаний за различные нарушения, печальная статистика бьет все мыслимые рекорды. И не только в отношении таксомоторного бизнеса. За 7 месяцев текущего года в Рыбинске было выявлено 723 нетрезвых водителя (за тот же период прошлого года их было 640), произошли 19 «пьяных» ДТП. Очевидно, что этот вопрос необходимо брать под жесткий контроль.
Понятие «жесткий контроль» означает следующее: в ближайшее время наряды ДПС будут в буквальном смысле слова останавливать едва ли не все транспортные средства, водителей станут тестировать при помощи алкотестеров. Эта операция получила название «Бахус».
Еще одна беда на рыбинских дорогах — засыпающие от усталости таксисты. Они могут отработать сутки в одной фирме, сутки — в другой, а на третьи выехать «пошабашить» на собственном авто. Особой разницы между таким состоянием и алкогольным опьянением практически нет: снижается внимательность и скорость реакции, теряется адекватность восприятия действительности.
Но привлечь к ответственности таких водителей невозможно. Они не пьяны, а потому имеют полное право находиться за рулем. Вывод здесь напрашивается сам собой: быть может, садясь в машину в следующий раз, вам стоит присмотреться повнимательнее к человеку, которому вы доверяете свою жизнь?
Расценки на услуги такси в Рыбинске варьируются в самом широком диапазоне, и вопрос дешевизны здесь может в буквальном смысле слова стоить жизни. Тенденция понятна: сомнительные фирмы завлекают клиентов низкими ценами, а горожане предпочитают закрывать глаза на фактически разваливающиеся авто, засыпающих от усталости водителей.
Так стоит ли экономить несколько десятков рублей за услугу, которая может оказаться роковой? Говорят, в одной уважаемой в городе фирме когда-то существовала служба собственной безопасности, которая занималась вопросом контроля персонала. Но эта практика не получила широкого распространения. А жаль…
Евгения Николаева