В минувшую пятницу Рыбинск принимал участников проекта, реализуемого Правительством области под звучным названием «Территория профессионалов». Его цель — дать районным СМИ ту пресловутую удочку, которая позволит ловить рыбу — новых читателей и рекламодателей. Для этого были приглашены эксперты, состоялись мастер-классы и обмен мнениями
Сегодняшним СМИ для того, чтобы по-настоящему почувствовать себя четвертой властью, нужно преодолеть присущую архаичность, стать независимыми, способными выполнять роль «локального идеолога, способного объяснить людям, что делает власть», — подчеркнул глава города Юрий Ласточкин, представивший свое видение ситуации в сфере массовых коммуникаций.
Многие электронные СМИ работают на дебилизацию населения, печатные — в погоне за сенсациями упускают огромные пласты информации, которые касаются каждого человека: это и проблемы энергосбережения, альтернативных видов топлива, положение дел в образовании, здравоохранении. Люди не знают, что происходит за заборами предприятий, в то время как там, по сути, идет разрушение промышленности. Не утруждает себя журналистское сообщество и исследованиями в сфере занятости, а цифры статистики не отражают реальной картины безработицы. И эти нарывы требуется вскрывать, иначе заражение общества будет продолжаться.
Здесь хочется процитировать позицию председателя Совета по содействию развитию иститутов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова, который позаимствовал образ из произведений Г.-Х. Андерсена: «Зависимые СМИ — это угроза национальной безопасности, потому что они будут говорить королю, что на нем новое прекрасное платье. Только независимые СМИ скажут ему, что он голый. А он должен знать, что он голый, иначе он простудится и умрет».
Но возможно ли это в принципе? По мнению президента Российского союза прессы Ольги Никулиной, в современных условиях качественная пресса никогда не будет самоокупаемой и всегда будет зависимой! Она не сможет выжить без финансовой поддержки. Главный вопрос заключается в том, кем эта поддержка будет оказываться. Мы же видим — по газетным киоскам, по нашим почтовым ящикам то, как круто российский информационный рынок превращается в рынок продвижения товаров и услуг. Большинство газет ориентируются на рекламодателя, менее всего заботясь о читателе. То же происходит и с общественно-политической прессой, выдающей аудитории откровенную заказуху. Или, как метко подметил глава Рыбинска, «целующейся взасос с властью».
Любопытно, однако, а как на самом деле обстоит дело с государственной поддержкой прессы в других странах? Привлекательнее других здесь выглядит Франция. На сегодняшний день государственная помощь прессе там — одна из самых значительных в мире. Суммарно на эти цели выделяется около 200 миллионов евро в год. Наибольшая часть всех средств направляется на подготовку кадров, льготы по налогообложению, почтовым тарифам, на подписку и многое другое. Кстати, аналогичная ситуация и в Германии. Об этом рассказала молодой немецкий журналист Татьяна Каа, принявшая участие в мероприятии. Практически все частные немецкие газеты получают финансовую поддержку от государства, это требование законодательства. Однако при этом СМИ даже с высокопоставленными чиновниками особо не церемонятся. Каждое решение властей всесторонне анализируется, каждая биография исследуется на предмет черного пятна. На этом фоне ситуация в России выглядит, к сожалению, явным диссонансом.
Задача и власти, и прессы — изменить ситуацию. И это проще сделать профессионалам, поэтому проект будет продолжаться, давая возможность СМИ региона взглянуть на информационное пространство под другим углом.