Начало истории — здесь и здесь
В период с 1 октября 1924 по 20 марта 1925 года Рыбинская контора Первого акционерного транспортного общества «Транспорт» приняла от клиентов Рыбинского уезда и отправила по стране 733,4 тонны кладей; получила и выдала государственным, общественным и кооперативным организациям и частным лицам 4496,7 тонны грузов.
Обращает на себя внимание тот факт, что грузов прибывало больше, чем отправлялось, примерно в шесть раз.
По операциям, связанным с хранением на складах отгружаемых и поступающих в Рыбинск грузов (товаро-складочных — так тогда они назывались), ситуация была аналогичная: поступило в город 3388,3 т; отправлено 1793,3 т. Основную массу прибывающего груза составляли хлебные и рыбные, а также ткани и текстильные изделия.
Из доклада управляющего Рыбинской конторой общества «Транспорт» в Рыбинский уездный исполнительный комитет, сентябрь 1925 года:
«Принимая во внимание, что гор. Рыбинск не производственный, а потребляющий район, работа Рыбинской конторы 1-го акционерного транспортного общества «Транспорт» протекала и протекает преимущественно по прибытии и сдаче транспортно-экспедиционных грузов, и прибытие грузов в Рыбинск на сдачу клиентам превышает в сравнении с другими операциями».
Такое же соотношение по прибытию/отправке грузов наблюдалось и в 1929 году, когда в акте инспектора Волжского района общества «Транспорт», прибывшего из Нижнего Новгорода для проверки работы Рыбинской конторы, появилась запись: «…незначительный вывоз местной продукции, так как Рыбинск не является промышленным пунктом».
Представление о Рыбинске 1928 года дает «Путеводитель-справочник по г. Рыбинску», изданный в том же году Рыбинским научным обществом: «Вся площадь, на которой расположен город, равна 1547 гектар». Для сравнения: на 1.01.2019 г. – 9954 гектара, то есть территория была в шесть с половиной раз меньше существующей сейчас.
«Населения в Рыбинске по переписи 1926 года числится 55546 человек. По переписи 1920 г. – 40071 – всех жителей». На 1.01.2019 г. – 186,6 тыс. чел.
Граница Рыбинска по состоянию на 1928 год пересекает современные транспортные магистрали города следующим образом:
При этом весь левый берег Волги не входил в территорию Рыбинска.
«Путеводитель-справочник» сообщает, что «Советские учреждения сконцентрированы преимущественно в одном здании – пр. Ленина, 77. Союзно-профессиональные органы помещаются в доме по пр. Ленина, 25. Кооперативные банки – на пл. 25-го Октября (сейчас – Красная пл.) и поблизости к ней расположены Правления всех видов кооперации».
Около площади 25-го Октября находились также конторы Северо-Западного государственного речного пароходства и Волжского речного государственного пароходства.
«Если приезжий находится в центре города и желает продолжать путь по железной дороге, он может купить билет на городской станции – пр. Ленина, 23 или просить доставить билет на дом».
Следует заметить, что Рыбинская городская станция Северо-Западных железных дорог находилась в совместной эксплуатации с Рыбинской конторой общества «Транспорт», поэтому, не выезжая из центра города, можно было решить вопросы по отправлению или получению грузов железнодорожным транспортом «от двери до двери».
Доставкой грузов от и до ж.д. станций, пристаней, складов, то есть развозкой их по городу, занимался собственный обоз Рыбинской конторы Первого акционерного транспортного общества «Транспорт». Рост объемов перевозок грузов должен был обусловить развитие собственного обоза конторы. Однако Правление общества «Транспорт», располагавшееся в Москве (почтовый адрес в стилистике того времени: Москва, угол Мясницкой ул. и Фуркасовского пер., дом № 3/12), направило своим подразделениям следующую директиву:
«Акционерное Общество «Транспорт», как предприятие государственное, строго централизованное, своими задачами основными считает ОТВЕТСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ КЛАДЕЙ ОТ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА ДО МЕСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГРУЗОВ И ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ… Специальная организация Общества (широкое развитие контор, свыше 200, расположенных по всему Союзу ССР и за границей), при наблюдаемом размере операций, отодвигает на второй план операции МЕСТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ и В ОСОБЕННОСТИ ПО МЕСТНОМУ ГУЖУ, которые с успехом могут быть выполнены местными организациями. Если в некоторых конторах и наблюдается преобладание местных работ, то таковое явление признано Правлением и ЦК нашего Союза ненормальным и приняты все меры к исправлению работ этих контор вплоть ДО ЗАКРЫТИЯ».
В результате такой политики Правления общества к 1929 го- ду обоз Рыбинской конторы уменьшился и стал состоять из одной лошади и одного возчика. При массовом поступлении грузов к перевозкам по городу привлекались местные гужевые артели: артель Бессуднова, 1-я Рыбинская артель гужевого транспорта (ул. Гоголя, 32), артель гужевой перевозки «Красный возчик» (пр. Ленина, 9) и частные лица. Погрузо-разгрузочные работы по заказам конторы «Транспорт» осуществляли специальные предприятия: «Волгоразгруз» и «Желдорразгрузбюро».
Были разработаны «максимальные ставки, взимаемые за услуги по экспедиционным операциям и гужевым перевозкам в гор. Рыбинске». Их утвердил Президиум Горсовета 14 ноября 1928 года.
В примечании к тарифам было сказано, что «Центр города считается от Стрелки до ул. Бородулина». Со стороны общества «Транспорт» было рекомендовано управляющему Рыбинской конторой «в тарифные руководства вносить все изменения и дополнения, т.к. отсутствие таковых обесценивает тарифы и лишает контору возможности выполнить требование клиента, что в свою очередь умаляет достоинство конторы как Транспортного предприятия».
7 января 1929 года постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в территорию города Рыбинска включены селения Петровское, Новый Ерш, Старый Ерш, Александровское, Любимцево, Гремячево, Осташево, Папушево, Пролетарская слобода; поселки Мариевка, им. Ленина и Копаево со складом нефтесиндиката.
Город раздвинул свои границы, захватив и левый берег Волги. Существовавшая речная переправа, соединявшая Рыбинск и селение Новый Ерш, по современным меркам являлась пригородным маршрутом, который в один момент стал первым городским регулярным маршрутом общественного транспорта.
А тем временем в стране разворачивались процессы индустриализации, коллективизации и автомобилизации. Новая экономическая политика (НЭП), продуктом которой являлось Первое акционерное транспортное общество «Транспорт», по идеологическим соображениям подавлялась и сворачивалась во всех отраслях. К 1930 году перспективы общества «Транспорт» и ее Рыбинской конторы были весьма неопределенными…
Константин Мишин
Продолжение следует