Маркировка должна исключить из оборота контрафакт. Это хорошая новость. А вот и плохая: эксперты отрасли говорят о неизбежном росте цен и не исключают перебоев с медикаментами.
Обязательная маркировка товаров поэтапно внедряется в России уже несколько лет. В 2016 году первые коды были нанесены на шубы, в 2018-м запущен пилотный проект по маркировке сигарет, а с нового года «закодируют» медикаменты.
Технически маркировка выглядит так. На товар или его упаковку наносится QR-код. Он содержит данные о наименовании продукта, его производителе, дате, времени и месте выпуска. Эта информация заносится в электронную систему «Честный знак». Благодаря ей отследить путь конкретной упаковки таблеток с конвейера до конечного потребителя не составит труда. Незарегистрированный в системе контрафакт не сможет встроиться в торговый оборот. Так нас хотят защитить от покупки «левых» препаратов.
С нужностью введения маркировки лекарств никто не спорит. Добросовестные участники оборота медикаментов ждут перемен давно.
— С нашей точки зрения, создание на федеральном уровне системы маркировки лекарственных средств – это важный шаг, который необходимо было сделать, чтобы защитить пациентов от контрафактной и фальсифицированной продукции, — комментирует инициативу правительства Александр Быков, директор по экономике здравоохранения группы компаний «Р-Фарм». — Подобные системы уже внедрены или внедряются в большинстве ведущих стран мира. Они позволят государству и бизнесу повысить эффективность снабжения системы здравоохранения за счет получения и анализа большого массива данных о движении каждой упаковки лекарственных средств.
С производителями соглашаются и аптеки.
— Отследить всю цепочку перемещения товара от производителя до покупателя – это важно, — говорит Кристина Сироткина, заместитель генерального директора ООО «Аптека № 27» в Рыбинске. — У некоторых сетей розничные цены ниже, чем у поставщиков. Откуда они берут этот товар? Прошел ли он растаможку? Непонятно. Когда система заработает, порядка будет больше.
На словах все выглядит просто замечательно. Однако на деле радужные краски бледнеют. Степень готовности работать по новым правилам у всех разная.
— Мы давно зарегистрировались в системе «Честный знак», ждем поставки оборудования, дорабатываем ПО, проходим обучение на различных вебинарах. Но вопросов остается еще очень много. Как все будет работать на практике? Пока не совсем понятно, — разводит руками Кристина Сироткина. — Если, например, код товара не будет считываться, мы не сможем его продать. Человек уйдет ни с чем.
У производителей, с которыми удалось пообщаться, уверенности в завтрашнем дне больше.
— «Р-Фарм» находится в высокой степени готовности к маркировке всей выпускаемой на наших предприятиях продукции. Можно с уверенностью сказать, что 1 января 2020 года мы будем полностью готовы исполнить требования вступающего в силу законодательства, — не сомневается Александр Быков.
Однако такими успехами могут похвастаться не все. И в целом готовность российского фармрынка эксперты оценивают невысоко. Интернет-портал marketmedia.ru приводит статистику Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром» на середину октября 2019 года: «40% производителей лекарств либо только получили оборудование для маркировки, либо заканчивают его настройку. У крупных зарубежных производителей готовность к маркировке еще меньше». Другими словами, сейчас никто не надеется, что с боем курантов 1 января система заработает без пробуксовок. Чтобы перестроиться, и фармпредприятиям, и аптекам потребуется время. А в заложники ситуации попадут потребители, то есть мы с вами.
— Велика вероятность, что многие товары после 1 января окажутся в дефиците, — предполагает представитель рыбинской «Аптеки № 27». — Производители не успеют перейти на новую систему маркировки, а аптеки не смогут принимать товар без кодов. Мы постараемся по максимуму сделать запас лекарств, особенно самых ходовых позиций. Люди не должны страдать, тем более в новогодние праздники.
Не взлетят ли цены на лекарства? Еще одно опасение потребителей. И оно небезосновательно. Любые нововведения требуют вложений, которые повышают себестоимость продукции. На вопрос, насколько затратными оказались подготовительные мероприятия для компании, руководитель из «Р-Фарм» рассуждает в духе «здоровье дороже»:
— Что касается затрат, тут, скорее, надо задумываться о той цене, которую придется заплатить, в случае если контрафактные товары будут поступать на рынок.
Не нужно быть экспертом в экономике, чтобы утверждать: никакой здравомыслящий производитель не будет работать себе в убыток – он заложит затраты в цену товара. Плюс свою наценку сделают дистрибьюторы и аптечные сети, которые тоже потратились на подключение к электронной системе.
— Мы ожидаем подорожания товаров у оптовиков. Но сами в этой ситуации наценку не будем поднимать, — уверяет Кристина Сироткина.
Но в любом случае даже если все аптеки последуют этому примеру, роста цен на лекарства не избежать, считают аналитики. В первую очередь это касается препаратов, которые не входят в федеральный список жизненно важных, цены на которые не регулируются государством. Тут всерьез задумаешься, не запастись ли таблетками и микстурами впрок.
При таком раскладе дел с лекарствами необходимо срочно термин «предпинсионеры», заменить на термин -«недожитки»!!!
Почему производители и дистрибьюторы должны делать наценку, пусть покрывают эти затраты за счёт уже имеющейся прибыли. Ведь у населения зарплаты не растут, за счёт чего мы будем компенсировать увеличение цен? А депутатов пора штрафовать, как минимум на треть зарплаты, за принятие законов, которые либо не работают, либо как то нарушают ход жизни общества