В начале декабря в Красном гостином дворе в Рыбинске откроется первый в России музей фортепиано
Кружевные перчатки, маленькое черное платье, как любила Шанель, тонкие сигареты с мундштуком, элегантные мужчины… «Ноктюрн» Чайковского, а за окном – дождь.
Или так. Два рояля с пианистами за клавишами. Музыкальный экстаз в квадрате. Звенящий Моцарт? Пафосный Бетховен? Виртуозный джаз? Какая разница, если музыка хороша, пианисты юны, атмосфера томная, а рояли старинные.
Да-да, именно такие рафинированные эскизы фантазируешь для себя, когда заходишь в залы нового музея фортепиано в Рыбинске.
Здесь царит культ черно-белых клавиш. Прекрасные рояли соперничают с редкими клавесинами. А на детском пианино – маленьком чуде, выпущенном фабрикой «Ростов-Дон» больше полувека назад, вполне можно сыграть всего Баха.
А вы давно слушали живую клавишную музыку? Скоро у вас появится такая возможность. Хоть каждый месяц, хоть каждый день. Музей, в котором можно смотреть на рояли, играть, если умеешь, и слушать музыку, скоро откроется в Рыбинске.
О нем нам рассказал заместитель директора Кирилл Егоров. Сам директор, он же – организатор музея, он же – коллекционер, он же – известный мастер-реставратор музыкальных инструментов Алексей Ставицкий, в это время пребывал в Москве. Ставицкий – житель столицы, но свою фортепианную коллекцию привез в Рыбинск. Почему?
— Все началось лет шесть назад с моего увлечения музыкой – я искал инструменты с историей, — рассказывает Кирилл. – Познакомился с Алексеем Ставицким, он помог мне купить то, о чем я мечтал, и приехал в Рыбинск настраивать инструмент. Я – историк по образованию, люблю наш город. Показал Ставицкому исторические места Рыбинска, и ему здесь понравилось.
— Почему музей появился сейчас, а не шесть лет назад?
— Тогда видимо было не время. А сейчас Рыбинск развивается, идет по пути восстановления исторической среды. Самое время открыть музей фортепиано.
— Наш музей — не просто выставка музыкальных инструментов. Это небольшой концертный зал, место для музыкальных вечеров, здесь хорошая акустика, — говорит Кирилл. Он не только рассказывает, но и показывает – садится за рояль и играет. И музыка заполняет оба зала.
В одном – старинные иностранные инструменты – немецкие, французские, венские, английские. Во втором – российские рояли и пианино, изготовленные до революции и в советское время.
Самому старому – 180 лет. Рояль выпущен в 1840-х годах московской фабрикой «Эберг». А скоро появится столообразное фортепиано еще более раннего года выпуска – 1805-го.
— Есть у нас рояль, связанный с Рыбинском. Это инструмент Константина Игумнова, профессора Московской консерватории, у которого училась Мария Челищева – создательница рыбинской музыкальной школы имени Чайковского. На этом рояле вполне могла играть Мария Луарсабовна, — рассказывает Кирилл Егоров.
Играть на этом рояле можно и сейчас. Все инструменты восстановлены золотыми руками Алексея Ставицкого и его товарищей. В этом убедились участники «Коган-фестиваля», проходившего в Рыбинске. Молодые пианисты и скрипачи прошлись своими музыкальными пальчиками по всем инструментам, выставленным сегодня в музее. Скрипачу Вильяму Кайло из Москвы особенно приглянулся клавесин:
— Очень удобный инструмент, пальцы откликаются на прикосновения клавиш. Настроен качественно. Построен по технологии французских клавесинистов – Рамо, Куперена, итальянца Скарлатти. Очень интересный клавесин!
У клавесина же остановился и Денис Добряков, смотрел задумчиво на клавиши, слегка наиграл известную французскую мелодию.
— Вы играете?
— Как все норм люди – да, — смеется глава. – На фортепиано чуть пальцами двигаю. Но я с детства с музыкой, играю на гитаре.
— Любите музыку?
— Конечно, тем более в таком исполнении.
Зал между тем наполнили звуки. Дети играли на роялях. Сейчас здесь 15 инструментов. На складе в Рыбинске еще 53. Их хотят поставить не только в музее, но и в рыбинских ДК, где можно устраивать фортепианные концерты.
Вы только представьте: в Рыбинске сейчас находятся около семидесяти старинных роялей и пианино, и каждое – со своей историей! Каждый инструмент рано или поздно будет отреставрирован, настроен и займет свое место в музее или культурном учреждении Рыбинска. И зазвучит под руками учеников музыкальных школ города, их педагогов, профессиональных музыкантов. А звук для рояля – это жизнь.
Когда-то они были брошены за ненадобностью, выставлены на продажу, затем восстановлены Алексеем Ставицким и привезены в наш город.
— Такого качества инструменты в Рыбинске впервые, — говорит Денис Добряков. Он гордится тем, что именно наш город стал обладателем уникальной коллекции Ставицкого. – Я уверен, что музей фортепиано станет любимым местом для рыбинских поклонников музыки. Возможности здесь огромные – можно играть самому, можно наслаждаться исполнением профессиональных музыкантов, можно слушать лекции по истории музыки и встречаться с друзьями.
Все эти радости станут доступными рыбинцам и гостям города уже совсем скоро – в начале декабря первый в России музей фортепиано, расположенный в Красном гостином дворе, откроется.
С радостью воспринял информацию о замечательном событии! Надеюсь, что этому музею уготована большая и интересная судьба! Надеюсь на дальнейшую поддержку проекта городской администрацией и спонсорскую помощь музею.
Горжусь своими земляками-современниками, живущими не мелкими сиюминутными потребностями, личными амбициями или конъюнктурными соображениями! Горжусь людьми, которые живут широкими движениями души и высокими мечтами… Спасибо!
выпускник ДМШ №1 им. П.И.Чайковского,
к.т.н. Белецкий Д.В.
г.Москва
Исправьте в видео фамилию девочки -она Кира Муллина, с двумя Л
Собрали барахло никому не нужное со всей России и в Рыбинск привезли.Ещё кучу денег потратили на реставрацию и доставку.На рыбинских помойках такого»добра» предостаточно,да и в частных руках тоже,стоят никому не нужные;бесплатно бы отдали.Да ещё нужно содержать целый штат настройщиков и реставраторов,чтобы вся эта рухлядь была в более-менее рабочем состоянии.В Москве не сгодились…,в Рыбинск привезли…,нате боже что гам не гоже.
Яков, что за злость на благое дело? Таких роялей поискать ещё надо. И привезли в Рыбинск их бесплатно, радоваться надо, а вы гадости пишете.
В предыдущем комментарии верно сказано,что барахло,у меня у самого три подобных экземпляра,ещё более ранние с немецкой механикой (пианино).Всё эти рояли и пианино совершенно ничего не стоят.Такие «раритеты» владельцы бесплатно отдают и ещё денег дадут впридачу чтобы вывезли.
Яков Бурцев, вы конкуренцию почувствовали? Это правильно. Раз другими способами конкурировать в настройке ф-но не можете, пишите тут гадости. Рыбинск получил лучшее, что есть в России! Я радуюсь, а вы воняйте дальше, гобоист.
Назовите пару адресов, где бесплатно отдают такие инструменты. Для информации, отреставрированный Blüthner, может стоить до до 15 200 000 руб.
Возьмёте мое
Причём тут конкуренция? Какой гобой?Разве человек не может иметь своё личное мнение?А то что бесплатно отдают,то это и в видео озвучивалось.
Фанат,вообще как можно говорить о какой-то конкуренции в области настройки фортепиано в 21-м веке? Когда всюду уже давным-давно эл.пианино и синтезаторы.Такие «раритеты», как в музее,уже сродни динозаврам.
Дорогие друзья! Очень внимательно слежу за темой,отзывами и комментариями.Всё же больше склоняюсь к мнению и комментариям настройщика.Потому что действительно,в мире современных технологий вряд ли найдётся практическое применение подобным экземплярам.Моя точка зрения по этому вопросу такова потому,что сам уже 40 занимаюсь настройкой и ремонтом ф-но.
Да,но если подойти к данной теме с другой стороны(более филосовской,чем практической),то подобная экспозиция имеет право на существование как пример отслеживания исторической эволюции фортепиано(от самых ранних экземпляров до современности).Как это сделано,например,в музее муэ.инструментов в фонтанном доме Шереметевых в СПБ.
Нет бы радовались такому хорошему событию, а не злопыхали от зависти. Рыбинску просто повезло с Ставицким.
Сергей,дело тут не в зависти.Но если такой музей открывается,то тогда нужно тематическое начало.А уж коли это музей фортепиано,то тогда и должен отслеживаться весь исторический процесс эволюции и становления фортепиано.А именно с начала появления первого образца фортепиано Бартоломео Кристофори 1726-го года и потом уже последовательно в хронологическом порядке в плане появления более современных образцов и моделей с последующим совершенствованием и видоизменением механики.Соответственно,должны быть представлены в музее все модели в хронологическом порядке.В противном случае,экспозиция теряет смысл…,не говоря уже о практическом использовании «экспонатов».
И ещё нужно объяснять посетителям музея,чем отличается звучание чистой кварты или квинты от темперированной,что такое область темперирования и сколько интервалов в неё входит,провести курсы для пианистов,на которых объяснить им как настроить область темперирования на повышение или понижение,как сузить квинту или расширить кварту,объяснить что такое контрольные интервалы и в какой последовательности они появляются при настройке области темперирования.Тогда каждый пианист сможет сам себе инструмент настраивать,как скрипач скрипку,иди как гитарист гитару.Ну ещё факультатив провести про устройство механики пианино и рояля и как её снять,разобрать,почистить и отрегулировать.
Яков, вы образованный человек и об этом музее должны говорить с высоты своей любви к музыке, а не с позиции зависти и критиканства, придирчиво выискивая несоответствия в музейных экспонатах своему барахлу с помойки…
Яков Бурцев,полностью с Вами согласна.Давно пора пианистов настройке и регулировке учить.Про хронологию тоже с Вами согласна. преподаватель ф-но с тридцатилетним стажем,г.Рыбинск.
Королёв Павел Владимирович,ещё раз повторюсь,что зависть и критиканство(как Вы изволили выразиться) здесь совершенно не уместны,я просто высказал своё мнение и пожелания.А на счёт барахла с помойки,то оно не моё,такового не имеется.
Извините, если я вас обидел, но ваша ложка дёгтя была ни к чему в канун открытия музея. И мнение ваше должно быть корректным, а критика конструктивной. Вы же музыкой занимаетесь, а не вторсырьём с помойки, как вы выразились…Нам надо приветствовать открытие именно музея, радоваться тому, что в городе одновременно создаётся и действующий музыкальный салон по воспитанию любви к музыке и прекрасному. Этому большому событию уделила внимание даже «Frankfurter Allgemeine Zeitung» – газета с самым высоким в Германии тиражом.Единственный музей фортепиано в России и он у нас — в Рыбинске!!!Этим надо гордиться!!!
Единственный музей фортепиано в России-в Рыбинске? Не правда.
Да, единственный! В СМИ нигде не встречал о наличии таких музеев. В РИ за 18 ноя. также утверждалось, что он в России один на всю страну…
В Москве на ул.Фадеева и в Санкт-Петербурге на наб.Фонтанки.
Время покажет,а пока что всё это мероприятие напоминает «Васюки» и «великого» гроссмейстера Астапа Бэндера.Кстати,тоже снимали в Рыбинске.
Похоже вы сами из Васюков и Глупово…Что ещё придумаете? В Питере не музей фортепиано, а музей Театрального и музыкального искусства, где собраны музыкальные инструменты и инструменты великих мастеров и исполнителей…А в Москве Российский национальный музей музыки, в котором 1 млн. единиц хранения и штат сотрудников более 200 человек. Конечно в этих музеях есть и фортепиано, клавесины, органы, но есть и струнные и духовые инструменты…А в Рыбинске только клавишные и их перечень вам известен…
Чтобы зря не говорить и не строить разные умозаключения,лучше сходить на открытие и всё воочию увидеть и послушать.Всё же ясно написано,что открытие состоится 9,10,11,12 декабря с 16-00 до 20-00.
Какая разница…
10.12.2019г. посетил музей,поиграл не много на нескольких инструментах.
Я сегодня в музее побывал.Не впечатлило-рухлядь консерваторская!
Ну что ж, уважаемый, тогда Вам прямая дорога в Музторг за очередной партией модного китайского фанерного новодела, вот уж где звук, вот где традиции фортепианостоения!…
Для тех, кто не знаком с трудами и идеями Алексея Ставицкого (на forumklassika, напр.) стоит знать, что главная цель данного музея — передать будущим поколениям то немногое оставшееся в живых из великого наследия предков, веками, поколениями вкладывавших душу и силу рук в свои замечательные инструменты. Больно осознавать, что ныне в бывшей столице Российской Империи — Петербурге, нет ни одной фабрики фортепиано, хотя в годы расцвета их было семь. И все они выпускали инструменты мирового класса, как по конструкции, так и по звучанию. Уверен, братья Дидерихс были бы счастливы, узнав, что на их роялях продолжают играть и в 21 веке. И то, что теперь я могу приехать в Рыбинск и почувствовать эти инструменты руками — дорогого стоит. В отличие от реальных музеев, где можно только глазеть, руками — ни ни… Так что, Алексей Ставицкий — настоящий Человек с большой буквы, вложивший в музей колоссальный труд и свои средства, за что ему мое ВЕЛИЧАЙШЕЕ уважение и благодарность!
Большое Вам спасибо за такой позитивный, обстоятельный комментарий и достойную отповедь всем критиканам и скептикам. Создан действительно музей, в котором, — возможно впервые в Рыбинске, устроителем Ставицким А. введена своего рода новелла «Экспонаты можно трогать руками» и дано право поиграть на конкретном раритете…
Инструменты как инструменты,играть можно,не на всех конечно,потому как некоторые экземпляры не удовлетворяют современным акустическим требованиям и строю.В целом-нормально.Видно конечно,что много пришлось мастеру над ними потрудиться.
А на них джаз бы пошёл,какой-нибудь рэгтайм в кабаке.
Да уж,к туше совершенно не чувствительны,с большим усилием динамика еле-еле получается.То и понятно,выработка от времени и люфты.Покойников нечего реанимировать.Напрасный труд,а результата ноль.Когда-то они были хорошими и престижными,но не в 21-м веке.
Владимир СПБ,так что китайцы даже совсем и не плохо делают.Смотря за какую сумму денег,на заказ если,то даже очень прилично.По крайней мере играть удобно и с настройкой-регулировкой проблем нет.В любом случае, учитываются традиции фортепианостроения той или иной фирмы,качество,это конечно др.вопрос,всё зависит от того,сколько заказчик заплатит(по сеньке и шапка).Возьмите к примеру «Бёзендерфер» последней модели,пусть даже китайской сборки(хотя маловероятно,это чисто австрийский инструмент).
Городу такой «музей» не нужен.
Валентина, даже трудно представить, что бы Вы предложили вместо этого музея? 🙂
Склад никому ненужного барахла.)))