Темы 13 ноября 2019 14:00

История одного предприятия

Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске. Начало истории — здесь, здесь и здесь

Автомобилизация

К апрелю 1930 года было принято решение о прекращении деятельности Первого акционерного транспортного общества «Транспорт» – совместного детища Высшего совета народного хозяйства, Народного комиссариата путей сообщения и Народного комиссариата продовольствия.

На базе более чем 200 контор, расположенных по всему Союзу ССР, в структуре Народного комиссариата путей сообщения было создано Всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиционного дела «Союзтранс».

Справка

1 октября 1929 года была образована Ивановская промышленная область; она состояла из семи округов, в том числе Рыбинского, который делился на районы: Рыбинский, Брейтовский, Ермаковский, Мышкинский, Некоузский, Пошехоно-Володарский, Угличский. 23 июля 1930 года округа были упразднены, их районы (60) стали входить в область, которая просуществовала по 11 марта 1936 года.

Рыбинская контора вошла в подчинение Ивановской областной конторе и сменила адрес. В документах он указывался так: Рыбинск, пр. Ленина и площ. 25 Октября, № 7/10. По этому же адресу находилась Рыбинская городская станция железных дорог.

Полное название Всесоюзного объединения отражало виды его деятельности, которые не отличались от деятельности общества «Транспорт». Но если в работе «Транспорта» преобладала коммерческая направленность с запретом заниматься местными перевозками, то «Союзтранс» в большей степени был нацелен на проведение государственной политики, в первую очередь в области хлебозаготовок. Дело в том, что в 1929 году в стране возник продовольственный кризис, и вновь была введена карточная распределительная система на хлеб, которая действовала по декабрь 1934 года.

Продуктовые талоны

Для приемки урожая 1930 года в Рыбинске, по указанию Народного комиссариата торговли РСФСР, Рыбинский окружной отдел торговли учредил Транспортную конвенцию государственных, кооперативных и общественных торгово-промышленных организаций Рыбинского округа, получившую сокращенное название «Гужконвенция». Цели конвенции – «… рационализация, удешевление и объединение работы при пользовании местным транспортом, для оказания взаимных услуг транспортными средствами, …для представительства и защиты общих интересов производителей и потребителей транспортных услуг, а также для проведения в жизнь директив и постановлений Центральных и Областных органов…».

Членство в конвенции было добровольное, с правом выхода в любое время; органы конвенции – общее собрание и бюро; решение вопросов – проведением голосования. За неисполнение принятых на себя обязательств предусматривался денежный штраф или снятие с фуражного довольствия. Вполне себе демократические принципы.

Бюро конвенции разработало максимальные тарифные расценки для последующего утверждения их президиумом окружного исполкома. В  расценках центром города стал считаться район от Бурлацкой (ныне Соборной) площади до улицы Луначарского.

По поручению Бюро конвенции Рыбинская контора «Союзтранс» разослала владельцам транспорта запросы: «В период хлебной осенней кампании сего года, начиная с августа месяца, потребуется гужевой обоз на партионную подвозку хлебогрузов со станций железной дороги и с берега реки Волги с барж и пристаней… Чтобы способствовать быстрейшему продвижению хлеба и освобождению тоннажа, как железнодорожного, так и водного, просим сообщить, сколько подвод Вы имеете возможность выделить для работ в г. Рыбинске на весь период хлебной кампании, причем учтите, что потребность выразится до 250 единиц».

Ответы приходили заниженные или не приходили вовсе. Каждый владелец транспорта полагал, что содержит его в первую очередь для своих нужд, а остальное – по мере возможности и необязательно. Артели гужевых перевозок не спешили давать согласие работать по твердым расценкам. Полной информации о провозных возможностях не было, работа гужконвенции зашла в тупик.

А в это время в Москве состоялось заседание Совета народных комиссаров РСФСР, который в своем решении от 15 июня 1930 г. практику создания гужконвенций отклонил и обязал в пунктах со значительным грузооборотом создать междуведомственные комиссии по регулированию автогужевых перевозок под руководством председателя местного исполкома.

В свою очередь, Рыбинский исполком издает постановление о прикреплении всего имеющегося в Рыбинске гужтранспорта к конторе «Союзтранса» “для составления ориентировочного плана перевозок хлебных грузов и проведения такового в жизнь, возложив оперативную работу с гужом на «Союзтранс»”.

Почти сразу вышестоящая Ивановская областная контора затребовала сведения «о ходе перевозок, организации своего гужа и контрактации колхозного гужа…». Стал понятен размер ответственности, который лег на Рыбинскую контору «Союзтранса» в хлебозаготовках.

На обычную подводу грузили до 750 килограммов груза, ломовая лошадь тянула 1 тонну. Возчик обычно шел рядом, чтобы лошадь дополнительно не нагружать. Отсюда скорость перевозки – около 5 км/ч.

Свой собственный обоз, низведенный во времена общества «Транспорт» до одной лошади, за год с небольшим контора смогла увеличить. Удалось привлечь к хлебоперевозкам гужартели, а также завербовать крестьян-возчиков, которым гарантировалось обеспечение фуражом и продуктами питания по нормам подсобных сезонников, в  частности, 800 г хлеба в день.

Нормы питания подсобных рабочих

Но этих провозных возможностей было катастрофически мало…

Управляющий конторой Николай Константинович Целиков был вынужден обратиться в вышестоящую Ивановскую контору: «26 августа из собственного обоза взято вновь в армию 7 лошадей, а к 1 сентября предполагают взять еще 3 лошади, причем надо отметить, что вернувшиеся из армии лошади, по-видимому, были под таким халатным надзором, что у всех почти побиты холки, и так сильно упали в теле, что некоторых из них не приходится запрягать и  по сие время, а две лошади пали. В артели Кустпромсоюза взято в армию 2 лошади. Таким образом, наличность Рыбинского гужа уменьшилась и пока без каких-либо возможностей пополнения, а потому вновь поднимаем вопрос об автомашинах… Разрешить проблему на нашем гужевом рынке мы сможем только автомашинами и еще раз просим изыскать все возможности о предоставлении нам таковых в самое ближайшее время, так как хлеб начал поступать…».

К декабрю 1930 года Рыбинская контора «Союзтранс» получила 4 грузовых автомобиля, немного позднее – еще 5. Четыре грузовика были собраны на Московском заводе АМО из комплектующих американских грузовиков Autocar Dispatch SA грузоподъемностью 2,5 т. Бензиновый двигатель Hercules позволял развивать скорость до 52 км/ч, расходуя в среднем 33 литра на 100 км.

Несмотря на то, что грузовики с завода АМО официально именовались АМО-2, сотрудники  «Союзтранса» называли их Автокарами.

Автомобиль  АМО-2

Еще один грузовик, собранный из машинокомплекта американского грузовика Ford AA на другом московском заводе (позднее завод КИМ, он же АЗЛК, «Автофрамос», «Рено Россия»), перевозил 1,5 т груза.

4 автомобиля модели Я-5 прибыли в Рыбинск из  Ярославля (ЯГАЗ). Их грузоподъемность составляла 5 т; скорость – до  53 км/ч. Бензиновый двигатель Hercules потреблял 43 л на 100 км.

Автомобиль Я-5

На прибывшие автомобили требовались водители. Их начали готовить на специальных курсах. А к сезону хлебоперевозок 1931-1932 г.г. в штате Рыбинской конторы «Союзтранса» появилось два водителя-женщины.

Автомобильная техника того времени была далека от совершенства. Труд первых «шофферов» был тяжел и непрост. Народный комиссариат труда СССР в 1931 году утвердил «Нормы спецодежды для работников местного транспорта». Шоферам на грузовых и специальных машинах полагались комбинация из плотной ткани (на 1 год), рукавицы кожаные с крагами (на 6 месяцев), варежки (на 6 месяцев), ботинки кожаные (на 1 год), шуба сборчатка (на 5 лет), валенки (на 2 года). Работающим на междугородных трактах вместо ботинок выдавались сапоги кожаные (на 2 года). Для шоферов автобусов и  их помощников: костюм из плотной ткани (на 1 год), рукавицы кожаные с крагами (на 6 месяцев), пальто ватное (на 4 года), ботинки кожаные (на 1 год), на междугородных трактах вместо ботинок выдавались сапоги кожаные (на 2 года).

При этом возчикам выдавались плащ-дождевик (на 2 года), рукавицы брезентовые (на 3 месяца), сапоги кожаные (на 2 года), валенки (на 2 года), полупальто ватное (на 4 года), если работа на  тракте – шуба на 5 лет.

Автомобили радикально изменили ситуацию с перевозками грузов. А в Рыбинской конторе «Союзтранса», наряду с собственным обозом, появилось новое подразделение – гараж.

Константин Мишин

Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме