Темы 14 декабря 2019 10:00

Семейная политика

Можно ли откинуть традиционное образование и научить всему ребенка дома? Рассказывают родители

Образование — путевка в жизнь — говорят одни.

Школа уже не та, что раньше — вздыхают другие

Закон дает возможность выбрать – сесть за парту или получать знания дома. Семейное обучение сегодня – самая популярная альтернатива школе. Каково это, самим отвечать за образование своего ребенка, рассказывают рыбинские хоумскулеры.

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Личные убеждения, образ жизни семьи, плохая успеваемость ребенка, конфликты со сверстниками – причин масса. Для одних – это запланированный проект, для других – вынужденная необходимость. Семейники невольно подрывают авторитет традиционной формы обучения. Одно дело, когда на домашнем обучении – ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и совсем другое, когда из школы уходят те, кому просто не нравится, как она учит.

Виктория Авдеева усиленно готовить сына к первому классу начала еще за два года до школы. Ваня посещал мини-школу, проходил психологические тесты, педагога мама подбирала по психотипу ребенка.

— Подошла к этому очень ответственно, ведь в начальной школе идет закладка всего, — говорит она. – Сделала ставку на опытного «звездного» учителя, но это не сработало. Первый класс ребенок фактически не учился и не просто не приумножил свои знания, а растерял те, которые имел. После уроков он приходил домой и час неподвижно лежал. Я видела, как он кипел внутри, но старался не показать этого.

Перелопатив массу литературы и видеоматериала, Виктория решилась на семейное обучение. Его плюс в том, что родитель, исходя из интересов ребенка, сам определяет глубину изучения того или иного предмета. Что-то можно изучать блоками, на что-то закрыть глаза или, если не получается усвоить сейчас, оставить на потом. Однако халявы не получится – в конце учебного года ученик должен сдать в школе аттестацию по всем предметам.

— Второй класс мы проучились на ура, — говорит мама. – Русский, математика и побольше литературы – вот наша база. Параллельно – много кружков. Каждый год они меняются. Английский Ваня изучает с детского сада. Сейчас – с репетитором, потому что программа достаточно сложная и не синхронизирована с программой по русскому языку. Уроки музыки с лихвой покрываем занятиями в музыкальной школе – учимся игре на гитаре. Четвертый год сын ходит в изостудию – вот вам уроки рисования, а спортивную нагрузку получаем в секции по рукопашному бою, плюс дома спортивный уголок.

Существует миф, что на семейном обучении ребенок заперт в четырех стенах и не умеет общаться в социуме. Это не так. Общения вполне достаточно в кружках и во дворе. В плане социализации хоумскулинг становится очень удобным решением. В отличие от школы, где на исходный «набор» учителей вы мало чем можете повлиять, в семейном образовании у вас всегда есть выбор. Тренер в секции оказался слишком жестким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силен? Ищем нового. Кажется, что выбранная программа по математике не слишком понятна? Без проблем: их сейчас в той же начальной школе столько, что можно выбирать и выбирать.

В случае с Авдеевыми школа не способствовала социализации.

В третьем классе Виктория планировала, что сын продолжит обучение в школе. Но мальчик проучился меньше четверти – в классе случился конфликт. По словам мамы, отсутствующего долгое время Ваню сверстники не приняли, а педагог не приложил усилия, чтобы поддержать ребенка. Издевки и злобные оскорбления сыпались каждый день. И мальчику снова пришлось сесть за учебники в домашней обстановке.

Чтобы быть рядом с сыном в первую половину дня, Виктория сдвинула рабочий график. Каждое утро она пишет на листочке задание по предметам. Поблажек не делает, но и лишнего не задает. Когда у всех каникулы, у Вани их нет. Зато летний отдых получается длиннее на месяц, потому что аттестацию мальчик сдает в начале мая, а не в конце, как все школьники. Но главное, что ребенок не испытывает стресса.

Сначала мама заменяла оценки стикерами, теперь по просьбе Вани ставит отметки. Но говорит, важнее знания, а не оценки.

— Математикой занимаемся по школьному учебнику, а дополнительные задания я беру на сайте дистанционного математического кружка, — рассказывает Виктория. – Математика формирует мышление, а без него в средней школе делать будет нечего. Поэтому меньше 7 упражнений не задаю.

Школьный учебник по русскому языку Авдеевы отложили в сторону, отдав предпочтение советскому изданию 80-х годов. По мнению Виктории, простые предложения и тексты в нем ребенку легче воспринимать, чем нынешние витиеватые.

— Печально, что все, что было в советской школе, безвозвратно утеряно. Хорошо, что закон очень лоялен и открывает перед родителями-семейниками широкие возможности, которые могут выходить за рамки школьной программы. Можно учить ребенка так, как считаешь нужным, пробовать новое или забытое старое, — говорит мама. – Например, проблему плохого почерка мы решили пером. Занимались по прописям 50-60-х годов. Зря чистописание убрали из школьной программы. Это сплошной релакс. Успокаивает, нормализует дыхание, мысли приводит в порядок.

Семейное обучение – не только дополнительная интеллектуальная нагрузка для родителей, но и еще одна строка расходов. Виктория говорит, что на дополнительное образование сына ежемесячно уходит порядка 8 тысяч рублей.

— Не самый худший вариант, учитывая, что около 10 тысяч я тратила на допобразование еще в детском саду, — говорит Виктория. — Но я знаю, за что плачу, и что это приносит свои плоды. Конечно, было бы проще, если бы нам компенсировали затраты, как это делается в крупных городах. Нужен локальный нормативный акт. В мегаполисах семейники, объединяясь, могут создавать центры, обсуждать проблемные вопросы. Я бы и рада, но кооперироваться не с кем. У нас в Рыбинске с семейным образованием все грустно. Ребенка, который не ходит в школу, а учится дома, считают особенным, причем со знаком минус. Справку о том, что он школьник, не дают, а значит, нет льгот при походе в музей, например. Впереди у Вани 5-й класс. Уже сейчас настраиваю сына на учебу в школе, но он переживает, что из этого выйдет. Школа отбила желание учиться.

 

Между тем в Рыбинске немало приверженцев семейного обучения

Анна:

— Мы практикуем семейное обучение. Это решение больше гармонирует с нашим стилем жизни и видением мира. Старший ребенок 9-й класс прошел на СО. Но его опыт вообще не опыт. Он целый год ничего не учил. Потом пошел и все сдал, готовился максимум по часу к каждому экзамену. Младший только пошел в первый класс на СО.

Дарья Садовская:

— Для кого-то хорошее образование – это пятерки и красный диплом. Для меня – это то, что поможет ребенку в жизни учиться дальше, осваивать новые сферы, навыки. В школе мы просто учим предметы. В целом получаем только три навыка: читать – писать – считать. У ребенка на выходе из школы нет полной картинки мира, конкретики.

Мы с супругом решили, что обоих детей будем обучать до 11-го класса дома. Семья – одна из главных ценностей жизни. Хотим, чтобы дети, находясь с нами, слышали нашу оценку происходящего, чтобы у нас были доверительные отношения.

Я – художник, муж – музыкант. Обязательно будем прививать детям хороший вкус, изучать историю искусства, знакомить их с хорошей классической и не только музыкой. Лучше меньше, да лучше. Заложим базу и уже на костяк будем наращивать новые знания.  С сыном мы учим карту Европы, Африки, историческую карту. В 6 лет он уже отлично ориентируется, задает маршруты, куда поедет на корабле, который сам построит. На мой взгляд, нужно с детства учить хронологические события истории, воспитывать финансовую грамотность, учить ребенка копить. Я сама летом прошла 3-месячный курс по организации обучения на дому. У меня нет иллюзий, что это легко. Но я думаю, мы справимся. Я готова учиться вместе с ребенком.

Ксения:

— Моему ребенку 4 года, но я уже настроена на семейное обучение. Построить процесс я планирую, найдя единомышленников. Хочу развивать в ребенке навыки и черты характера, а не шпиговать его информацией, как в школе. Я за то, чтобы ребенок много находился с родителями – видел их работу, был включен в их жизнь. Созидание, сотворчество, интерес – главное.

Уже вижу, что сын склонен к деятельности, связанной со слухом – языкам и музыке. Языками будем заниматься обязательно, музыкой тоже, но без фанатизма. Я смогу ему помочь в изучении английского, фотошопа и иллюстратора, с написанием эссе на русском, немного с программированием, с воспитанием экоосознанности.

Надеюсь, когда придет время идти «в школу», к семейному обучению уже будет более обыденное отношение. Сейчас когда кому-то говорю про это, сразу слышу вопросы про социализацию, как будто мы будем сидеть дикарем в четырех стенах. На мой взгляд, такие дети, наоборот, лучше социализированы, потому что привыкают общаться и со сверстниками, и со старшими, и с младшими. В их мире взрослые – это друзья, а не оценщики.

Михаил Яковлев:

— У нас на семейном обучении старший ребенок, начальная школа. Он больше находится в кругу семьи дома, его еще неустойчивая психика меньше страдает от перегрузок и другого негатива. В то же время он привыкает нести ответственность за самостоятельное усвоение школьной программы и за результаты обучения. Экономится время – не нужно тратить его на дорогу в школу и обратно. Выполнил задание, и большая часть дня остается свободной, ребенок может заниматься тем, что ему по душе.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме