В один прекрасный день, случившийся в конце прошлого века, Дмитрий Сидельников оказался безработным. Длилось это его состояние около часа, может, чуть больше, ровно столько, чтобы дойти до приятеля Александра Зиновьева. И через некоторое время, в мае 1999 года, родился бизнес, который сегодня занимает ощутимую долю рекламного рынка нашего города.
А началось все с вывесок. Магазины, кафе, частные предприятия все хотели иметь приличные фасады с обозначением своего местоположения. Самым распространенным материалом для изготовления вывесок была пленка. Ее резали и затем клеили на основу будущих информационных или рекламных щитов различных размеров. За первый же месяц предприятие «Мастер Графикс» получило доход, который Сидельников прогнозировал заработать через полгода.
Размер дохода, обеспеченного заказами на вывески, по нынешним меркам был небольшим. Но он позволил собственникам задуматься о расширении бизнеса.
С тех пор «Мастер Графикс» открывает новые направления. В его истории изготовление штор и жалюзи, торговля компьютерами и даже школа рекламного менеджмента, для открытия которой была получена лицензия на предоставление образовательных услуг.
— В результате всех экспериментов мы вернулись в рекламу и поняли, что прирастать надо профильными направлениями, - говорит Дмитрий Сидельников сегодня.
Основной профиль «Мастер Графикс» - это производство и размещение наружной рекламы. 120 рекламных щитов в Рыбинске принадлежит предприятию. Еще одно направление, сохранившееся практически с момента создания бизнеса, это сувенирная и представительская продукция.
— В «наружке» и «сувенирке» мы молодцы, - рассказывает Сидельников. - Здесь мы все знаем, все можем, все востребованные технологии и специалисты у нас есть.
Производственная база «Мастер Графикс» позволяет наносить логотипы что собственно и делает предмет деловым сувениром на пленку и текстиль, стекло и металл. Здесь изготавливают рекламные конструкции и размещают на них рекламу. В этом обширном хозяйстве есть даже незаслуженно забытое неоновое производство, которое в рекламном бизнесе считается «высшим пилотажем».
По крайней мере, в условной иерархии агентств наличие возможности изготовления неоновых изделий автоматически причисляет предприятие к разряду серьезных. Сидельников говорит, что именно из неона получаются самые праздничные и нарядные вывески, но мода развернула бизнес в сторону более экономичных светодиодов. И неоновое производство «Мастер Графикс» пока заморожено.
Впрочем, это «пока» вряд ли продлится долго. Собственники беспощадно избавляются от убыточных активов и с удовольствием развивают перспективные направления. Итак, наружная реклама, сувениры и деловые подарки. Еще «Русское радио», доставшееся в состоянии банкротства и выведенное на уровень рентабельности.
Радио, как и затеянный прошедшим летом выпуск журнала «Форсайт», Сидельников считает попутным бизнесом, созданным для ассортимента, авторитета и собственного удовольствия. Вот, дескать, все у них есть, даже средства массовой информации. В этой цепочке органично появляется интернет как перспективное направление рекламного рынка.
Особняком в бизнесе стоит производство теплиц. А идея появилась во время кризиса 2008-09 годов, когда рекламный рынок просел основательно. Тогда Сидельников, будучи на одном из семинаров, услышал о том, как производят и продают теплицы. Сначала за основу взяли только продажи. Затем, поняв, что выгоднее все-таки изготавливать, открыли в Рыбинске производство. И это направление сегодня работает так же, как и все остальные самостоятельно, самодостаточно и перспективно. По крайней мере, рыбинские теплицы пользуются спросом, и, как считает директор, их будут покупать, покуда интерес к собственным огородам в Рыбинске не иссякнет. Судя по всему, случится это не скоро.
Сегодня теплицы «Ярославна» и «Волжанка» запатентованные рыбинские торговые марки. Их каркасы выполнены из стальной трубы квадратного сечения с применением технологии цельной сварки. Конструкция имеет минимум сборных элементов, что повышает ее надежность. Порошковая окраска увеличивает срок эксплуатации и добавляет эстетики. Кроме того, клиентам компании доступны постпродажное обслуживание и дополнительный сервис от автоматического открывания окон и систем полива до подвесов и бордюров.
— Я могу смело сказать, сейчас наши теплицы по техническим характеристикам лучше привозных. Преимущество таких компаний, как наша, заключается в том, что мы мобильны и очень быстро вводим новые опции и сервисы. Крупный производитель, как правило, неповоротлив, а мы можем совершенствовать свою продукцию хоть каждый месяц, - рассказывает Сидельников.
Еще одно направление, которым в той или иной степени активности рекламисты занимались практически с момента создания предприятия, это полиграфия.
— Мы постепенно пришли к такому состоянию, что расширение рынка наружной рекламы стало делом слишком затратным, - вспоминает директор. — Для того чтобы выйти на столичный или периферийные рынки, требуются усилия, окупаемость которых низкая. А все, что можно заработать на «наружке» в Рыбинске, мы уже зарабатываем. И тогда мы решили развивать полиграфию.
Это решение вылилось в инвестиции в размере 50 миллионов рублей и мощную типографию, производительность которой позволит брать заказы, в том числе и в Москве. Открыв типографию чуть больше года назад, предприятие уже в мае приобрело вторую печатную машину, начало ремонт собственного здания и будущей весной намерено выйти на плановые мощности.
— Наверное, нам надоело играть в бирюльки, - говорит Сидельников. - Проект «Типографикс» действительно серьезный: это мощная типография с высоким качеством полиграфии. В ней уже установлен весь набор оборудования для производства любой печатной продукции, кроме книг в твердом переплете.
Две машины японская и немецкая считаются одними из лучших мировых образцов печатного оборудования. Точно такие же установлены и в столичных типографиях. Значит, качество российских журналов, тиражи которых смогут печатать в Рыбинске, будет сопоставимым. А стоимость услуг в провинции, как известно, более привлекательна. По крайней мере, питерское предприятие уже получило рекламный каталог, отпечатанный в Рыбинске, и осталось вполне довольно.
Итак, рекламные щиты, вывески, деловые сувениры, теплицы, радио, журнал, типография. Что еще и куда дальше?
— Остановиться можно было еще на этапе производства вывесок, - говорит Дмитрий Сидельников. - На хлеб с маслом на них можно и сегодня заработать. И время от времени мы с партнером Александром Зиновьевым обещаем себе все, хватит. И открываем что-то новое. Просто сегодня мы уже вошли в стадию, когда остановиться значит добровольно отказаться от денег. Да и не в деньгах, видимо, дело. Бизнес как игра в шахматы, где нельзя отказаться от очередного хода. Ты просто обязан его сделать, другой вопрос к чему он тебя приведет: к победе или проигрышу. Так и мы делаем ходы. К счастью, верные и выигрышные.
Сидельникова в компании называют педантом и перфекционистом. Сам он смеется: «Они очень рады, когда я ухожу. Даже жена не выносит меня в своем кафе. Я замечаю все: криво положенную салфетку, неровно повешенную картину. Я понимаю, что достигнуть совершенства невозможно, и наверное, поэтому стараюсь реже вмешиваться в работу отделов. С другой стороны если не я, то кто?»
Так же педантично подходит Дмитрий Сидельников и к кадрам. Точнее, к их образованию. Как только доходы предприятия позволили организовать учебу, сотрудники «Мастер Графикс» стали постоянными участниками семинаров, форумов и выставок. Традиционное образование Сидельников ценит низко. Возможно, где-то есть вузы, которые выпускают хороших специалистов. Но защита дипломов, скачанных из интернета, дискредитирует любое учебное заведение. Поэтому семинары как повышение квалификации.
— Эффект потрясающий, — говорит Дмитрий. — Ребята возвращаются с учебы не просто специалистами. У них меняется психология. Они начинают чувствовать себя мастерами своего дела.
На обучение сотрудников «Мастер Графикс» готово тратить деньги, не просто отправляя на курсы и семинары. Мечта Сидельникова - школа бизнеса, в Рыбинске. Этот проект пока в перспективе. И будет ли он попутным или станет расширением профильного бизнеса, директор пока не знает. Зато он уже придумал, как его реализовать. Но деталями не поделился. Зачем? Вот когда школа начнет выпускать настоящих рекламных специалистов, востребованных на рынке труда, тогда и будет о чем поговорить. Судя по истории рекламного бизнеса в Рыбинске, организованного Дмитрием Сидельниковым с партнерами 13 лет назад, это рано или поздно случится.