Как увлечение стало профессией и привело художника в Африку расписывать байки для «Хонды», а потом обратно — на родину, к русским снегоходам? И что общего между мобильником, холодильником и мечтой на колесах?
— Как правило, у людей слово «аэрография» ассоциируется с рисунками на машинах. Но ведь это лишь название техники — так же, как живопись, графика, гравюра. Только здесь вместо карандаша или кисти в руках у художника — аэрограф, с помощью которого можно наносить изображение практически на любую поверхность, — рассказывает Роман Зубочкин. — Мобильные телефоны, ноутбуки, холодильники, шлемы, мотоциклы, интерьеры: детские, гостиные, кабинеты — что только ни приходилось расписывать.
И все же главным «холстом» для мастера аэрографии все-таки остаются автомобили. Сейчас Роман уже и не припомнит, сколько именно «железных коней» выехали от него, получив новую индивидуальность. «Десятки», — художник уже сбился со счету. А когда-то инженер-технолог авиационных двигателей по образованию, он рассматривал рисование исключительно как хобби — занятие для души, не более.
— Я учился в нашей художественной школе у замечательных педагогов — Петра Владимировича и Надежды Дмитриевны Потурай. Но никогда не воспринимал занятия рисованием всерьез. Повзрослев, ходил в галерею «Диалог», где выставлялись работы художников, в том числе наших преподавателей. Это воодушевляло самому заняться творчеством.
Но сначала появился вовсе не аэрограф и нитроэмаль, а холст, масло и… Сальвадор Дали. Роман начал писать картины, вступающие в диалог с творениями знаменитого художника.
— Меня всегда привлекал сюрреализм с его неоткровенной издевкой над действительностью, скрытым подтекстом. Каждый образ здесь многозначен, он заставляет думать, размышлять, фантазировать…
Но так или иначе, авангардные искания оставались приятным времяпрепровождением, подготовительным этапом к профессиональным занятиям аэрографией.
— Все началось с того, что в автосервисе мне подпортили машину. И тут пришла мысль: хуже уже не будет. И я решил поэкспериментировать с аэрографией. Первый рисунок был в стиле фэнтези, но ни о каком качестве исполнения тогда говорить, конечно, не приходилось, — с улыбкой вспоминает Роман. — Понравилось, затянуло, дальше технику исполнения совершенствовал самостоятельно — интернет в помощь. Любая работа по аэрографии — это многослойный «пирожок». Число красочных слоев зависит от сложности рисунка. Естественно, чем больше детализация, тем дольше делать. Благодаря мягкому распылению можно добиться превосходных декоративных эффектов: плавных переходов цвета, создать иллюзию объёма или фотографической реалистичности изображения. Главное — не витать в облаках, не лениться, а работать, работать и работать.
Когда мастер-самоучка достиг определенного исполнительского уровня, работы по аэрографии он начал выкладывать у себя на сайте. В один прекрасный момент Роман Зубочкин получил приглашение поработать в студии аэрографии в Йоханнесбурге, ЮАР. И не долго думая, собрал чемоданы и на целый год рванул покорять жаркий континент и вершины мастерства.
— Когда отправлялся туда, ожидания были совсем иные: обезьяны, папуасы и бананы, — смеется Роман. — На самом деле все намного интереснее. Бананы, конечно, там везде, обезьяны — только в зоопарке. Страна очень красивая, впечатлил климат: круглый год тепло, самая низкая температура в июне, до минус трех утром, но уже в десять можно раздеваться и загорать. А вот уровень жизни просто поразил — дай бог нашим детям до такого дожить. Но, с другой стороны, криминал, но где его нет? В общем, Африка — страна контрастов. Хотя страшного там ничего нет, напротив, люди очень приветливые, доброжелательные, чувствуется и особое отношению к белому человеку. Недалеко от дома, где мы жили, была даже русская церковь. И там встречалось немало наших соотечественников, украинцев, белорусов — у кого контракт, командировка, у кого свой бизнес.
Наша студия в Йоханнесбурге была открыта русскими предпринимателями. В команде нас было трое — я, художник из Нижнего Новгорода и местный чернокожий парень Пиццо. Друг у друга учились, обменивались опытом. Работали в основном по заказам крупного «Хонда-центра», в месяц он продает двести с лишним байков. Самым большим спросом пользовалась аэрография, как, например, на байке Валентино Росси, на котором он выигрывал какие-нибудь гонки. В общем, мы тиражировали «успех». И за это люди готовы были платить бешеные деньги, по полторы тысячи долларов за обвес мотоцикла и аэрографию.
Однако вал экзотических впечатлений накрыла новая волна — тоски по дому.
— Где-то через полгода накатывает такая ностальгия, что наплевать абсолютно на все, хочу домой, к своим, поговорить с родственной душой! Уезжая из России, даже и не думал, что такое возможно: вроде бы, подумаешь, Рыбинск — что такого? А вдалеке начинаешь ценить родные места, — признается Зубочкин. — Где родился, там и пригодился — может быть, это самый ценный опыт, который я привез из Африки. И, конечно, там я здорово шагнул вперед в профессиональном плане.
После «штудий» под жарким африканским солнцем Роман так поверил в свои силы, что решил заявить о себе на самом крупном и престижном в стране Всероссийском конкурсе «Мастер Аэрографии 2012». Он и раньше принимал участие в различных профессиональных состязаниях, в рамках ярославской «Автоэкзотики» в том числе, получал дипломы. Но мероприятие такого масштаба посетил впервые.
«Мастер Аэрографии» проводится в Москве ежегодно с 2006 года. Один из организаторов конкурса — ОРХА (Объединение российских художников аэрографии). В этом году конкурс проходил в гигантском выставочном центре «Крокус-экспо» — максимально зрелищно и массово.
Массово — и по количеству зрителей, и участников. Было подано 47 заявок со всей России, а также из стран СНГ. В результате отборочный тур прошли только 20 человек. Все три тура должны были пройти самые-самые, среди них оказался и наш рыбинец.
В распоряжении художников было пять дней, из которых — так получилось — работали три. Превращали предметы интерьера в произведения искусства, но главное, конечно — выкладывались на ниве автомобильного тюнинга и декора. В роли холста — композитная панель, имитирующая капот авто. Как уверил генеральный директор ОРХА Игорь Козинов, ни одна из работ, представленных на конкурс, не будет продана и не канет в небытие. Все они войдут в Фонд российской аэрографии и впоследствии будут выставляться. Так что в истории отечественной аэрографии есть и рыбинский вклад. Да еще какой! Фэнтезийный образ девушки в окружении драконов в исполнении Романа Зубочкина удостоился второго места на этом престижном конкурсе. Наш земляк вошел в число лучших аэрографистов страны с присвоением титула «Мастер Аэрографии 2012».
— Когда отправлялся на конкурс, уверенности в призовом месте не было. Дойти до финала — это была моя программа максимум. Конкуренты очень сильные. У многих за плечами академическое художественное образование. У меня, к сожалению, его нет, но я не оставляю мысли все наверстать.
Впечатлений — масса! Много новых знакомств, общение с гуру аэрографии: Игорем Козиновым, Айдаром Валеевым, Сергеем Джулаевым, которые входили в жюри. Новый опыт колоссальный. Московская студия предоставила нам для работы современные краски на водной основе, каждый цвет ароматизирован: земляника, малина, шоколад… Работать с ними — одно удовольствие.
Успешному художнику сразу посыпались предложения по работе.
— Да, предлагали работу, были разговоры, но… Это всё в Москве. Честно скажу, не люблю этот город. Атмосфера не та, суета ужасная — не мое это, — откровенничает Роман. — Пускай и заказчиков здесь мало, пускай они не такие богатые и щедрые, но из Рыбинска уезжать не хочется.
И хотя аэрография остается удовольствием не из дешевых, хороший, а теперь еще и именитый мастер без работы не останется.
— В основном обращаются рыбинцы, но есть и клиенты из других городов. Люди разные, но, как правило, человек, желающий расписать свой автомобиль, — это мужчина 30-50 лет с хорошей зарплатой либо со своим бизнесом. Самые популярные темы сейчас — биомеханика, фэнтези. Но в основном люди приходят не определившиеся, без четких представлений, что они хотят. Как-то я пол-лета работал над сюжетом по мотивам компьютерной игры «Мортал комбат», сделал порядка 15 эскизов в «фотошопе», вместе с клиентом оттачивали разные моменты.
Есть очень интересные заказы. Один из самых запоминающихся проектов — «Мини-Купер» для девушки, которая занимается музыкой. Для ее машины был придуман коллаж с музыкальными инструментами. Сейчас знакомый просит нарисовать на ноутбуке любимого кота, которого жена увезла при разводе.
Но, пожалуй, самым любимым произведением остается собственная пятидверная «Нива», над которой Роман колдовал не один месяц, выполняя по всему периметру сложный орнамент в стиле биомеханики.
Не заставил себя долго ждать и солидный заказ в родном городе. Сейчас Роман Зубочкин работает над большим проектом для компании «Русская механика», расписывает снегоходную технику, распыляя на ней чьи-то новые мечты. На эксклюзивном капоте детской модели изобразил реалистичную мордочку рыси; «взрослые» снегоходы он одел в орнамент на тему Олимпиады-2014 в Сочи.