Отдав долгие годы сцене, артист уверен, что, вопреки расхожему мнению, искусство не делает людей лучше, оно помогает увидеть тех, кто рядом с нами.
С Анатолием Николаевичем мы беседуем в гримерке. Только что он в очередной раз сыграл в спектакле «Как боги». Постановка идет на подмостках драмтеатра в Рыбинске несколько лет с неизменным аншлагом. У Позднякова здесь запоминающийся образ – бывшего дипломата, знатока китайской культуры, саркастического и одновременно добродушного человека, познавшего дзен.
Говорить смешные вещи с отстраненным спокойным лицом – отличительная особенность его актерской игры. Он не заигрывает со зрителем, дескать, оцените, как я хорошо сказал, какую смешную шутку отмочил. В игре актера все естественно, и кажется, что он такой и есть в жизни.
Но Анатолий Поздняков – приверженец классической русской театральной школы, и считает, что в роль нужно вживаться, преображаться на сцене.
Почему простой советский парень, который рос без отца, решил стать актером? Поздняков говорит, что никакого озарения на этот счет у него не было.
— Я не знаю, как это объяснить. Это сидело где-то в подсознании. Когда в родной деревне меня спрашивали: «Кем будешь?», неизменно отвечал: «Артистом». Пацаном я вел концерты, читал стихи в клубе. На тот момент я даже не знал, что такое театр. Сцену увидел только в четырнадцать лет. Это было именно здесь, в Рыбинском драматическом театре, когда он только открылся в 60-х годах прошлого века. Тогда я попал на спектакль по пьесе Розова «День свадьбы». До сих пор помню картинку, мельчайшие подробности постановки, – вспоминает артист.
Именно после посещения театра Анатолий Поздняков убедился окончательно в своем желании стать артистом. Как он поступал в театральный институт – отдельная история.
— По сути, отправился в гастрольный тур по Волге, на берегах которой было несколько профильных учебных заведений. Экзамены в каждом из них шли через день. Вот я и ездил из одного города в другой, пока не попал в Казань, где впоследствии и учился, – говорит Анатолий Поздняков.
Актер уверен: во время обучения человек узнает, как вести себя на сцене, а вот его профессиональный творческий рост зависит от увлеченности любимым делом.
— Актерский рост – это поиск, чтение, бесконечный интерес к жизни, сопереживание. Только когда твоя душа постоянно работает, ты можешь состояться как актер. Важен и жизненный опыт. Я считаю, что старика может сыграть только старик, и наоборот. Иногда видишь хороший спектакль, но подмечаешь, что возраст актеров не совпадает с их истинными годами. Это царапает глаз. А все потому, что на сцене они решают проблемы, которые им не близки или еще неизвестны, – говорит актер.
«Верю – не верю» Станиславского ему ближе, чем другие школы театрального искусства. Хотя порой он отдает им должное. Все зависит от конкретной ситуации.
— Взять в пример Марлона Брандо в известном фильме «Апокалипсис сегодня». Он старался играть по канонам русской школы, вдумчиво, вживаясь в роль, а его партнеры по площадке играли по-голливудски. В результате получился диссонанс, и режиссер попросил звезду переменить тактику, — рассказывает Поздняков.
Переключить манеру игры не так сложно, как отойти от сыгранной роли. Восполнить силы и отключить голову актеру помогает смена деятельности. Он с удовольствием ездит на дачу, выращивает овощи.
Анатолий Поздняков точно не помнит, сколько ролей сыграл за актерскую карьеру — их список займет лист формата А4, исписанный с обеих сторон. Первым делом на подмостках Рыбинского драмтеатра он предстал в образе вожака-бюрократа на комсомольской стройке. Из ранних работ ему особенно запомнился спектакль «Остановите Малахова», где Позднякову довелось играть главного героя.
— Пацан попал в плохую компанию, очутился за решеткой. Взрослые – журналист и психолог – пытаются понять, как это произошло. Думаю, это произведение не потеряло актуальности и в наши дни, – говорит актер.
Ему нравится, что театр гастролирует, активно участвует в фестивалях. Актерскую профессию без кочевого образа жизни трудно представить. Новые места — это новые зрители, новая оценка творчества. Хотя порой его актерские путешествия были связаны с риском.
«Искусство не воспитывает. Сталин писал стихи, Гитлер рисовал, Наполеон заполнил Лувр шедеврами живописи. Эти люди хоть и ценили искусство, но были варварами. Дело искусства — показать, кто с вами рядом живет. А уж выводы делайте сами»
— Это сейчас на хороших автобусах ездим, а раньше на «Кубани» гастролировали. Это такая банка консервная на колесах. На ней, да по бездорожью, ой-ой! На 52 дня выезжали «в поля» – играли спектакли в сельских клубах, порой в такой глуши, что и представить нельзя. Добирались до места иногда даже не на автобусе, а на волокуше без полозьев. Дорог-то нормальных не было. Иногда приедешь в село или деревню, а местные удивляются: «Как вы добрались? К нам хлеб три дня довезти не могут, а тут артисты каким-то чудом доехали», – вспоминает Поздняков.
Когда Советский Союз рухнул, восприятие искусства людьми изменилось кардинально. Особенно заметно это было по людям из глубинки. Если раньше, вне зависимости от того, понравился спектакль или нет, им дарили цветы, накрывали в доме культуры столы, дескать, ешьте-пейте на здоровье, то в 90-х вокруг этих местных очагов культуры бегали мужики с кольями, а артисты быстро закидывали декорации в машину и ходу, ходу.
О воспитании театром у Позднякова свое мнение:
— Это только считается, что искусство делает людей лучше. Но на самом деле все не так. Сталин писал стихи, Гитлер рисовал, Наполеон заполнил Лувр шедеврами живописи. Эти люди хоть и ценили искусство, но как были варварами, так ими и остались. Дело искусства — показать, кто с вами рядом живет, работает, учится. А уж выводы делайте сами.
Отдав долгие годы Рыбинскому драматическому театру, Анатолий Поздняков болеет за него душой. Его расстраивает, что у театра нет главного режиссера.
— Для репертуарного театра – это беда. Без присмотра спектакли оставлять нельзя. Артисты эгоистичны по своей натуре, каждый считает, что сыграл здорово. Они стараются, но могут не заметить важных нюансов, которые хорошо видны со стороны. Режиссер должен держать в тонусе артистов, спектакли, театр в целом, – говорит Поздняков.
При этом он не считает нужным сокрушаться, когда со сцены, отжив свой срок, уходят хорошие постановки:
— Честно говоря, я порой испытываю облегчение. Чувствую – все что мог, я уже здесь выдал, уже хочется попробовать свои силы в новой постановке.
А еще ему хочется разнообразного молодежного репертуара.
— Пьес для подростков и молодежи сейчас практически нет. Это большой провал, поскольку у ребят нет стимула идти в театр, — размышляет Анатолий Поздняков.
Он сам увидел первый спектакль в юном возрасте и надеется, что современная молодежь не будет обделена этим гурманским блюдом.
…Юбилейный день рождения Анатолий Поздняков отмечает в кругу родных и в театре. И говорит:
— Раз юбилей, значит, его можно отмечать весь год.