Директор РДТ Ирина Петрова рассказывает, чем занимаются актеры за закрытыми дверями, зачем театр спустился в андеграунд и облюбовал дворик, и почему в театре ждут тех, кто обходит его стороной.
Рыбинский драматический театр из года в год работает стахановскими темпами – за один сезон ставит порядка десяти премьер. Берет на себя функции ТЮЗа и концертного зала – в афише есть и детские сказки, и концерты к праздничным датам.
День театра – традиционная точка отсчета и повод для подведения итогов. Директор театра Ирина Петрова считает, что этот сезон вполне можно назвать успешным:
– Мы приняли участие в пяти фестивалях, где нас заметили, съездили на гастроли в Татарстан. Новый сезон открывали мировой классикой – комедией «Женитьба Фигаро». Поставили «Смех лангусты», пьесу Полякова «Золото партии», детскую сказку, камерные спектакли «Окей Гоголь» и «Тсс» по Чехову. В конце февраля состоялась грантовская премьера «Саня, Ваня, с ними Римас». Сейчас мы мощно готовимся к Капустникам. Режиссерами выступают Светлана Колотилова и Мария Сельчихина. Они столько всего напридумывали, и я бы много чего могла рассказать, но не буду этого делать – пусть это будет сюрприз для зрителей.
К концу недели на сайте театра, в соцсети «ВКонтакте» появятся новые рубрики, где актеры читают, поют, поздравляют, советуют
Увы, из-за угрозы эпидемии все спектакли, в том числе и Капустники, театр переносит на неопределенный срок. Но карантинное положение – пока только для зрителей. Труппа продолжает работать, репетировать и готовиться к новым спектаклям. Их постановкой займутся приглашенные режиссеры.
— Павел Рукавицын будет работать над комедией «Три плюс кот», – рассказывает Ирина Петрова. – Пьеса сегодня ставится в четырех странах, а в России – только в одном театре. Зрители знают режиссера по спектаклю «Вождь краснокожих», который пользовался большим спросом. А дальше мы заканчиваем сезон большим полотном – «Лесом» Островского. Это спектакль на средства гранта. Его приедет ставить Наталья Людскова. Там любопытное распределение ролей, сам спектакль будет очень музыкальный.
Есть планы и на новый сезон. РДТ планирует открыть его грантовским спектаклем «Пигмалион» Бернарда Шоу. И снова репертуар будет богат классикой. Следующий год пройдет под знаком 200-летия со дня рождения Федора Достоевского.
– Думаю, мы поставим что-то из малой формы, чтобы отвезти в Великий Новгород на фестиваль Достоевского, – планирует директор. – Спектакль «Братья Карамазовы» останется в репертуаре.
Мы все не очень любим, когда нам указывают на наши недостатки, и часто остро воспринимаем уколы критики.
— Мы в театре тоже такие, — соглашается руководитель. — Но у меня есть амбиции на работу и большие амбиции на критику. Актеры ездят на фестивали, чтобы их заметили, похвалили, а я как администратор должна понимать, что плохо, что мы делаем не так. На каждом фестивале мы сидим с критиками в фойе какой-нибудь гостиницы и очень долго рассуждаем на эту тему. Мнения могут быть абсолютно разные. Но в одном большинство сходится: у нас высокопрофессиональная труппа, потрясающий актерский ансамбль на сцене. Без критики нельзя двигаться вперед. Иначе мы наскучим нашему главному критику – зрителю, который голосует за нас своими деньгами, покупая билет.
На руку рыбинской Мельпомене сыграло и то, что в состав театра вошел оркестр имени Шацкого.
— Даже не представляю, как мы без них раньше жили? – смеется Ирина Петрова. – А если серьезно, оркестр идеально влился в жизнь театра. Это бесценная находка для нас. Она открывает много новых возможностей: от организации больших концертов, какой мы делали в этом году к 8 Марта, до включения живой музыки в спектакли, как это было в «Смехе лангусты», где скрипка и виолончель – лейтмотивы Сары Бернар.
Арт-клуб «Перекресток» можно назвать культовым местом для поклонников рок-музыки. С конца 1990-х в здешнем полуподвале успели сыграть едва ли не все звезды отечественной альтернативной сцены. А с недавних пор здесь появились афиши спектаклей РДТ под маркой проекта «Театральный перекресток».
Идея культурной экспансии принадлежала Ирине Петровой.
— Наш театр работает в таком режиме, что нам не хватает площадок, — говорит она. — В нашем портфеле есть современная драматургия, экспериментальные работы, которые не пойдут на большой сцене. Небольшая площадка необходима и для наших молодых режиссеров, которые хотят работать. Маша Сельчихина получила режиссерское образование, Володя Калюкин заканчивает учиться на режиссера, Наташа Николаева – молодой режиссер, но уже со стажем. И «Перекресток» оказался такой площадкой, где нам работается очень комфортно. С директором арт-клуба Михаилом Пайковым мы быстро нашли взаимопонимание. Город у нас купеческий – по рукам стукнули и стали работать.
Первой здесь состоялась премьера спектакля «Варшавская мелодия». Новая сцена показала себя благодатной. Сейчас билеты на камерные спектакли «Театрального перекрестка» раскупаются за два дня.
— В этом году спектакли РДТ посетило на 5 тысяч (!) зрителей больше. Доля «Перекрестка» составляет здесь около 40%. В деньгах это порядка 800 тысяч рублей, — подсчитывает доход Петрова. — Видите, что значит для театра дополнительная малая сцена. Это зарплата актерам, новые костюмы, декорации, поездки.
А для тех, кто еще не ходит в театр, сообщаем: это зрелище адреналиновое.
И лишать себя сильных эмоций и уникального художественного опыта, по меньшей мере, неправильно:
— Хочу обратиться к тем, кто никогда не был в театре, и к тем, кто был на одном спектакле, и он вам не понравился. Идите в театр! У нас сегодня для вас есть разный репертуар, на любой вкус. И самое главное. Театр – это искусство вытянутой руки. Все действие происходит перед вашими глазами, здесь и сейчас, таких эмоций вы не испытаете больше нигде – ни в кино, ни перед телевизором.