Последние два года были чрезвычайно насыщены событиями для коллектива электротранспортного предприятия. Сначала МУП «Троллейбусное управление» реорганизовали в ОАО. Затем в декабре прошлого года акции продали частному инвестору, а в октябре 2012 рыбинское Троллейбусное управление стало ОАО . Об итогах работы предприятия в уходящем году рассказал его генеральный директор Владимир Матросов.
Владимир Александрович, год назад, когда Троллейбусное управление продавали частному инвестору, многие сомневались, что оно выживет. Но вы попрежнему работаете, даже троллейбусов на улицах вроде бы стало больше…
Действительно, год назад в городе высказывались серьёзные опасения, что продажа – путь к ликвидации троллейбусного движения, что покупать бизнес, который связан по рукам и ногам регулируемым тарифом, нагружен льготами по оплате за проезд для отдельных категорий граждан, при том что эти льготы практически всегда не покрывались на 100%, это безумие.
Но вот инвестор – Вологодская Холдинговая Компания – думала подругому. Конечно, специалисты холдинга предварительно изучили финансовое состояние предприятия, его технические возможности, уровень и качество административного управления, состояние троллейбусной маршрутной сети, кадровый потенциал и однозначно решили, что работать в Рыбинске они будут.
Холдинг помогал вам выжить? Может, компенсировал затраты или приобретал транспорт?
Сразу же было четко обозначено, что никаких финансовых вливаний в виде подарков не будет. Коллектив самостоятельно должен был по максимуму снизить эксплуатационные расходы, оптимизировать численность, произвести перераспределение обязанностей, исключить ненужные функции, обеспечить 100процентную загрузку всех работающих и, конечно же, повысить доходы.
С этой целью мы, проанализировав технологические и производственные процессы в системе технического обслуживания подвижного состава, нашли дополнительные резервы. К примеру, если в предыдущие годы объём технического ремонта составлял на один троллейбус 200 чел./часов, то сейчас его удалось снизить до 60 чел./часов, при этом качество ремонта не ухудшилось, так как часть работ ушла в другое подразделение.
Мы объединили ряд служб, которые выполняли схожие функции, сократили 160 человек ИТР и вспомогательного персонала, избавились от ненужной для оказания транспортных услуг собственности: продали земельный участок, автотехнику, гараж с земельным участком. Пересмотрели расценки на размещение рекламы в салонах и на бортах троллейбусов, повысили плату за использование опор.
Тщательно проанализировав расписание движения троллейбусов и графики работы водителей и кондукторов, мы сократили перерывы между рейсами на конечных станциях, за счет чего увеличилось количество рейсов именно в часы максимального пассажиропотока.
Нововведения в коллективе были восприняты неоднозначно. Скандалы прозвучали на весь город…
Предприятие и раньше вело определенную работу по сокращению затрат и повышению доходности, но в 2012 году были предприняты радикальные меры, которые далеко не все восприняли положительно. Появились жалобы и подметные письма, анонимки на столбах и заборах. Некоторые водители и кондукторы решили покинуть предприятие. Конечно, это был напряженный период, который характеризовался крайне нервной обстановкой. Но мы упорно решали поставленные задачи. Предприняли меры по приему и обучению новых водителей. Сегодня 16 человек влились в наш коллектив, и совсем скоро ещё 10 сядут за руль. Попрежнему профессия «водитель троллейбуса» пользуется спросом в городе.
Работники были обеспокоены тем, что в частном предприятии у них уменьшится зарплата…
В этом году мы подняли заработную плату на 10 процентов – это больше официального уровня инфляции. Ввели стимулирующие выплаты, например, работу в выходные дни оплачиваем по тройному тарифу, в результате некоторые водители зарабатывают в месяц до 40 тысяч рублей и более.
Коллектив и сегодня не стоит для нас на заднем плане. В скором времени мы собираемся открывать на предприятии столовую, в которой работники смогут обедать по льготным ценам. Ремонт помещения, приобретение и установка оборудования обойдутся в 2 млн рублей.
Одна из проблем для транспортных предприятий – компенсация проезда льготников. Удалось ли ее решить с введением персонифицированных проездных и валидаторов?
Льготный проезд ветеранов, инвалидов и пенсионеров по проездным документам нам компенсируют из расчета 42 поездок в месяц, в действительности же люди ездят до 70 раз. Мы давно говорили, что это несправедливо. Нам отвечали: причина в «обезличенном» проездном, который льготники передают соседям и родственникам, что когда будут введены персонифицированные документы, ситуация изменится. Но ничего не изменилось: льготники как ездили по 70 раз в месяц, так и ездят. Однако валидатор позволил нам учитывать количество поездок, то есть у нас появились доказательства, что льготы нам компенсируют не в полном объеме.
Как бы вы очень коротко подвели итоги года?
Сегодня ОАО «Рыбинскэлектротранс» предприятие, которое крепко стоит на ногах, выполняет все обязательства перед своими работниками, а также перед фондами и бюджетами всех уровней.
Мы обновляем подвижной состав. За текущий год на линию вышло 7 новых современных низкопольных троллейбусов, общая стоимость которых превышает 50 млн рублей. А в целом итоги года – это более 10 млн рублей прибыли. Но самое главное для нас то, что наши горожане с удовольствием пользуются троллейбусом, потому что мы работаем для них, и они это чувствуют.
Если говорить о планах на будущее, то мы хотим восстановить маршруты № 2 и № 7, пустить троллейбусы по улицам Гагарина, Герцена, Юбилейной и направить маршрут №5 в Мариевку. Мы готовы ежегодно приобретать и выпускать на линии города современные, с низким потреблением электроэнергии, троллейбусы.
Беседовала Ирина Коновалова