Темы 12 апреля 2020

Иду на таран!

Геннадий Троицкий не был коренным рыбинцем, но рыбинское небо охранял, словно это его родной край

Он родился в костромском селе Ильинское 7 января 1909 года. Рабочая крестьянская семья, сельская школа, ремесленное училище, лесозавод – там Геннадий работал механиком.

А потом небо. Троицкий окончил рабфак при Ленинградском институте Гражданского Воздушного флота и в 1933-м, уже будучи красноармейцем, – Ленинградскую военную авиационную школу летчиков.

Служил в Москве и Забайкалье. В 1939-м воевал на реке Халкин-Гол в Монголии. Тогда в вооруженном конфликте с японцами он 90 раз поднимался в небо. Больше половины из них прошли в боях. Троицкий сбил три вражеских самолета. За отличное выполнение боевых заданий награжден орденом Красного Знамени.

Когда грянула Великая Отечественная война, Геннадию было 32 года.

Авиационное подразделение, в котором служили летчики, базировалось в районе деревни Якушево, штаб располагался в Болтинской школе. Троицкий командовал эскадрильей 721-го истребительного авиационного полка 147-й истребительной авиационной дивизии.

Летчики охраняли военно-промышленные объекты. Во второй половине апреля 1942 года вражеская разведка активизировалась в Рыбинско-Ярославской зоне ПВО.

Под руководством майора Троицкого бойцы провели 6 воздушных боев, вывели из строя два немецких самолета, один из них таранил сам командир эскадрильи.

С июня 41-го по апрель 42-го на его счету было уже 204 боевых вылета.

Роковым стал 205-й.

… 28 апреля. Весенний погожий день. Хлопок выстрела сигнальной ракетой, и сразу зазвонил телефон. На часах 15.25. Командир полка подполковник Погрешаев передает:

— Ю-88, квадрат 11, курс 110, высота 7000.

Истребители выруливают на старт. От сигнала на вылет до взлета прошло менее двух минут.

Очередная пара летчиков надевает парашюты и садится в самолет. Вскоре в небе становится жарко. Нужно подкрепление, молодежь не справляется. Тогда за штурвал отправляется майор Троицкий. Самолет у него приметный – на хвосте кольцевая полуметровая серебряная полоска, он достался от другой боевой части.

Геннадий помчался в квадрат на помощь ранее взлетевшим летчикам. Немецкому разведчику пришлось уходить в крутое пике. «Юнкерс» резко снизился. 500, 300, 200 метров… Не прекращая огонь, Троицкий убрал верхнего стрелка. Снаряды и пули не оставили живого места на самолете фашиста. Полет продолжился на предельно низкой отметке, в 50 метрах от земли, чуть ли не задевая макушки деревьев.

Ю-88 использовал малейшую ложбинку, надеясь, что ЛаГГ-3, летящий за ним, врежется во внезапно возникшее препятствие. Летчик еще раз нажимает на гашетки пулеметов. И вот от правого мотора потянулись тонкие струйки дыма…

На другой день из райцентра Молоково сообщили, что майор Троицкий погиб. Его подвел парашют, который полностью не раскрылся.

При тщательном осмотре местности и опросе местных жителей сомнений не осталось: Троицкий пошел на таран. И это на такой-то высоте! Наверняка осознавая, что уже не выкарабкается.

Обломки воздушного винта ЛаГГ-3 свидетельствовали об этом: одна лопасть была обломана почти у самой матрицы, на ней имелись следы удара по металлу, вторая обломана наполовину, третья загнута. Недалеко от места падения истребителя, возле болота обнаружили руль поворота и левую часть стабилизатора с рулем высоты, тягу управления, компенсатор руля высоты и ряд мелких деталей фашистского самолета разведчика. Нашлась даже его “визитная карточка” – на одном из кусков дюраля имелась заводская бирка, на которой было указано: Ю-88, г. Дессау, март 1942 г., № 30883197/47.

По рассказам очевидцев, фашистский разведчик с обрубленным хвостом на очень низкой высоте пролетел над деревнями Михеево и Поречье, постепенно разваливаясь. От него отделялись мелкие и крупные куски дюраля площадью до одного квадратного метра.

Позже все собранные местными жителями детали вражеского самолета были переправлены в Ярославль для демонстрации.

Звание Героя Геннадию Троицкому присвоили посмертно. Он покоится на Болтинском кладбище в Рыбинске. А его имя высечено на Аллее Славы.

Источники: портал «Подвиг народа», литература: «Книга памяти Костромской области», т. 10, Иконников C.Н. «Война глазами авиаинженера», Киев, 1993

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме