новости 16 января 2013 12:58

Крещенская пора

Так уж вышло, что первый месяц нового года  богат на православные праздники, которые несут в себе светлую, благостную и умиротворенную атмосферу.

Не успели православные встретить Светлое Христово Рождество, а на пороге уже другой большой православный праздник – Крещение Господне. В Библии сказано, что прежде начала общественного служения Иисус Христос принял Крещение в водах Иордана. И хотя с этого события минуло несколько веков, сам праздник и обряд, который дал ему жизнь, вызывает у обычных людей немало вопросов.

Накануне праздника  священник, пресс­секретарь рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов ответил на некоторые  из них.

­ Зачем Иисусу Христу нужно было принять крещение, ведь он и без того  Сын Божий?

­ Господь не имел нужды в Крещении, призванном очистить обычных людей от грехов, но он желал исполнить закон Божий, одинаковый для всех. И так как Он был не только совершенный Бог, но и совершенный Человек, то принял это Таинство, которое совершил над Ним Иоанн Предтеча.

­ Что значит для всех нас – православных христиан – праздник Крещения?

Крещение для обычных людей – это новое, духовное рождение, ниспосланное свыше. В Евангелии так и говорится: «Если кто не родится свыше, то не может войти в Царствие небесное» (Ин. 3;3). Крещение открывает для нас врата в него, и мы должны войти туда путем христианской жизни.

А праздник Крещения Господня важен для каждого верующего человека, как и другое значимое событие из земной жизни Спасителя. Этот день напоминает нам о важности соблюдения закона Божия, потому что Христос не имел нужды в Крещении, однако принял его, желая показать нам пример соблюдения заповеди.

В этот день было также явление Святой Троицы – Сын крестился, Дух святой сходил на него в виде голубя, а глас Бога Отца свидетельствовал с небес.

­ Как необходимо проводить праздник Крещения?

­ Как и любой другой христианский праздник – благочестиво. В этот день неуместно впадать как в бездумное, безудержное веселье и пьянство, так и в другую крайность – пост и скорбь (в светлый праздник это можно расценивать как проявление гордыни).

Православные верующие с наступлением Крещения посещают праздничные службы, многие окунаются в иордань – прорубь с освященной водой.
В нашем городе традиционно это можно будет сделать возле спасательной станции в микрорайоне Переборы.

­ Окунание в ледяную прорубь для многих верующих – непозволительный экстрим, при этом многие полагают, что вся вода в день Крещения становится святой, а значит, прорубь вполне можно заменить на ванну в собственной квартире. Так ли это?

­ В день Крещения Господь освящает всю водную стихию, и любая вода в этот день благословенна, но не вся она святая.

Святую воду берут только в освященных источниках – в храмах, колодцах, водоемах, где священники совершают чин освящения воды.

В праздничный день можно окунуться в благословенную воду у себя дома (лучше это делать вечером, поскольку в праздник мыться не принято), но это не совсем то же самое, что купание в иордани. С другой стороны, омовение в проруби со святой водой  не является канонической обязанностью каждого верующего человека. Все­таки здесь речь больше идет о народной традиции. Поэтому ничего страшного нет в том, если некоторые православные в силу разных причин воздержатся от этого обряда. Гораздо более серьезный урон своей душе человек нанесет, если в день Крещения не посетит церковь.

­ Для чего и как верующие могут использовать святую воду?

­ В молитве на освящение воды говорится, что благодаря ей  подается здравие, отгоняются духи злобы, освящаются вещи и жилища.

­ Можно ли в праздник принять таинство крещения самому или же окрестить ребенка?

­ С одной стороны, запрета на крещение в праздник нет, с другой – в этот день в храмах бывает очень большое количество народа, что мешает благоговейному свершению таинства. Если в церкви есть специальное помещение, где можно его пройти без помех, тогда никаких препятствий быть не должно, если же условий для этого нет, то лучше подождать и выбрать более спокойный день.

­ Само по себе таинство крещения – сложный обряд со множеством нюансов. Например, многие не понимают, почему в крестные родители нельзя приглашать супругов?

­ При крещении между крестными отцом и матерью возникает духовное родство, не совместимое с плотским родством, которое объединяет мужа и жену. Крестные по отношению друг к другу являются духовными братом и сестрой и вследствие этого не могут быть связаны супружескими узами.

­ И все­таки, если по незнанию была допущена такая ошибка, что делать?

­ Сейчас с людьми, желающими принять таинство крещения или окрестить своих детей, в каждом храме проводятся предварительные беседы, в ходе которых священник не только отвечает на все вопросы, но и разъясняет, кто может стать крестным, а кто нет. Конечно, могут возникать нюансы, и в таких случаях за решением проблемы необходимо обратиться в каноническую комиссию Рыбинской епархии.

­ Нередко православные христиане молятся за своих усопших родственников и близких, умерших некрещеными. Не совершают ли они при этом тяжкого греха?

­ За некрещеного человека нельзя возносить полноценную церковную молитву в храме. При этом можно просить о заступничестве святого великомученика Уара. Согласно житию Уар был воином, начальником римского отряда в Египте в начале 4­го века и принадлежал к числу тайных христиан. Открыто исповедовав свою веру, Уар подвергся мученичеству и скончался от истязаний. Его тело, выброшенное на съедение зверям, взяла благочестивая вдова Клеопатра и сохраняла его в своём доме. По окончании гонений она перевезла мощи в Палестину и положила их в своём фамильном пещерном склепе в селении Эдре, а затем построила в честь святого храм.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, составил труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» [2, с. 202].

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV ­ «Поминовение усопших на домашней молитве». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» [2, с. 201, 205].

Поэтому о некрещеном усопшем можно вспоминать в домашней молитве – просить у Бога, если это возможно, милости для покойного.

­ От Рождества до Крещения длятся святки. При том что эти дни наполнены радостью по поводу рождения младенца Иисуса, в сознании некоторых людей они носят дух язычества, ведь в старину в это время было принято гадать…

­ Естественно, что к таким обрядам церковь относится резко отрицательно, ведь по сути гадание – это обращение к духам зла, которое не проходит без последствий для того, кто дерзает этим заниматься. В православном богословии грех – это  вред, который человек наносит своей душе, и, совершая те или иные поступки, мы должны быть в первую очередь ответственными перед собой, осознавая, что вредим только себе. Стоит ли это делать ради удовлетворения нездорового любопытства?

 

Подготовила Александра Белова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме