25 сентября 1946 года госавтоинспекция уведомила все автохозяйства Рыбинска, «что по существующему положению машинами иностранной марки, специальными и большетоннажными машинами управлять должны шофера не ниже второго класса. В связи с этим с 1 октября все шофера третьего класса от управления указанными автомашинами будут отстраняться».
Подготовкой водительских кадров занималась Рыбинская автошкола на улице Ломоносова, которая начала свою деятельность еще в довоенное время и не прекращала ее во время войны, обучив немало и женщин-водителей.
Автошкола готовила водителей 3-го класса, водителей газогенераторных машин, повышала квалификацию до 2-го класса, а также обучала механиков гаражей. Были организованы группы водителей в Угличе и Пошехонье.
В 1946-м прошла массовая замена государственных регистрационных знаков на автомототранспортных средствах. В Ярославской области вместо автомобильных номеров черного цвета с буквенными сериями ЯО и ЯЩ появились светло-оранжевые с буквами ЯА, ЯВ, ЯЖ, ЯЕ.
А райкомхозы Рыбинска предложили в обязательном порядке всем владельцам транспортных средств (велосипедов, мотоциклов, ручных тачек, лодок) и скота (лошадей, коров) зарегистрировать их и получить номера.
К началу 1947 года хозяйство Автоколонны № 89 представляло собой несколько разбросанных по городу объектов.
Контора предприятия занимала несколько помещений на первом этаже жилого дома № 4а по Садовому переулку.
В центре города находилось два гаража на ул. Чкалова, д. 5 и д. 24. Оба были приспособлены из складских помещений и арендовались у горкомхоза.
Всего в них было 16 стояночных мест. Гараж на Чкалова, 24 с начала войны заняла квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) Рыбинского гарнизона. Наступил 1947 год, но военные не спешили полностью освобождать помещения гаража.
Еще один гараж находился за Волгой, являлся собственностью Автоколонны, был деревянным на 4 машиноместа.
Общая площадь трех гаражей составляла 900 квадратных метров. Гаражи были недостаточно приспособлены для нормальной технической эксплуатации. Мастерские в неудовлетворительном состоянии и малы по объему. Из оборудования – устаревшей конструкции два токарных станка и один сверлильный.
На территории всех трех гаражей можно было разместить не более тридцати автомашин при наличии автопарка в 60 единиц. В их число входили сорок девять грузовиков ЗиС-5, шесть «полуторок» ГАЗ-АА, два газогенераторных ЗиС-21, три автобуса. Быстрый рост парка грузовиков произошел за счет передачи из воинской части в Ростове ЗиС-5 в количестве 18 единиц. Все они требовали среднего или капитального ремонта. 4 автомобиля поступили с ремонтного завода из Ярославля. При безгаражном (уличном) хранении для быстрого запуска двигателей автомобилей в зимнее время инженер предприятия Григорий Петрович Пинус сконструировал передвижной агрегат для подогрева машин паром. Он же нашел решение, чем и как заменить дефицитные подшипники.
В собственности Автоколонны № 89 находился прирельсовый склад (пакгауз Ярмарочного тупика) площадью 800 квадратных метров. 500 кв. метров использовалось для хранения грузов клиентуры, триста квадратов сдавалось в аренду гарнизонной КЭЧ и «Главликерводке». Автоколонна № 89 в областном автотранспортном тресте была единственным предприятием, которое продолжало осуществлять складские операции – вид деятельности еще со времен Первого Акционерного Транспортного Общества «Транспорт». Однако автомобильная специализация, необходимость ремонта склада и некомплект штата для полноценной работы с клиентурой остро поставили вопрос – оставить его в Автоколонне № 89 или передать его в АВТОТЭК – специализированную транспортно-экспедиционную контору треста.
Рядом с прирельсовым складом, на бывшей Ярмарочной площади, Автоколонна имела бензозаправочную станцию (БЗС) общего пользования, где заправлялись топливом предприятия и организации Рыбинска и района. БЗС с двумя баками общей емкостью 43000 литров обслуживал автомобиль-цистерна на шасси ЗиС-5 из Автоколонны. Этот же автомобиль привозил топливо в гаражи предприятия для заправки машин через две бензораздаточные колонки.
На всех площадках Автоколонны № 89 к 1 января 1947 года работало 129 человек. Автомобили, не помещавшиеся в гаражи, «ночевали» на проезжей части улицы Чкалова.
Разбросанность объектов предприятия осложняло руководство ими и увеличивало расходы на содержание. Вывод напрашивался сам собой – для улучшения работы необходимо было строить новый гараж с возможностью размещения в нем до 80 автомобилей. Надо сказать, что еще по плану капитального строительства Ярославского облавтоуправления на 1941 год предусматривалось строительство гаража с закрытой автостоянкой на 50 машиномест и ремонтной мастерской. Война эти планы перечеркнула. И вот областной автотрест ставит вопрос перед главком Минавтотранса РСФСР о необходимости профинансировать во втором квартале 1947 года подготовку проектно-сметной документации и заготовку стройматериалов для строительства нового гаража в Щербакове.
Министерство оперативно выделило 20 тыс. рублей на проектные работы, из которых до конца года освоили шесть тысяч. Дело, вроде бы, сдвинулось с места. Собственный новый гараж вместо двух арендованных бывших складов и деревянного сарая за Волгой – перспектива вдохновляла!
Эвакуированное в Рыбинск в 1941 году Пушкинское танковое училище было решено расформировать. Высвободившуюся к августу 1947 года автомобильную технику передали в Автоколонну № 89: грузовик ЯГ-6, два грузовика ЗиС-5 и, что было крайне необходимо городу, автобус ЗиС-16. В Щербакове по-прежнему был всего один автобусный маршрут Центр – Переборы, на котором работали два автобуса в две смены. Жители жаловались: «Между районами города нет автодвижения для перевозки пассажиров».
Потребность частично удовлетворялась транспортом предприятий. Катерозавод, приглашая на работу, в объявлении указывал: «Между заводом и дальними районами города регулярно ходят заводские автомашины и автобус, проезд бесплатный туда и обратно». Служебный транспорт для проезда на работу и обратно предлагали гидроэлектростанция и Волгострой.
В летний период 1947 года в Щербакове продолжились работы по благоустройству города, о чем «Щербаковская правда» регулярно извещала читателей. «Особенно нарядна привокзальная площадь. Садик обнесен чугунной решеткой, окрашенной бронзовой краской, разбиты газоны и клумбы. В центре площади установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину… Должно закончиться асфальтирование проспекта Ленина и Волжской набережной… Покроется асфальтом улица Пушкина и Вокзальная площадь… Сад имени Мичурина будет превращен в городской парк культуры и отдыха для детей… Горкомхоз доводит до всеобщего сведения, что мост через реку Черемху вследствие его капитального ремонта с 11 августа будет закрыт. Автомобильный и гужевой транспорт следует через дачный мост ул. Софьи Перовской и мост у мясокомбината. Пешеходное движение – по мосту против Собора».
К сожалению, при выезде за город начиналось традиционное бездорожье. Тракт Щербаков – Пошехонье-Володарск областной автотрест признал «совершенно непригодным для автотранспорта». Грузовой парк Автоколонны направлялся на выполнение спецзаданий органов власти, которые практически всегда означали работу в тяжелых дорожных условиях. Примеры – вывозка дров городу (для гортопа): из д. Остров на реку Ухру, из лесосек на трассу в д. Милюшино, на берег водохранилища в Пошехонье-Володарск, из лесосек в Брейтово. Вывозка торфа на берег водохранилища для торфопредприятия «Прощинский мох» (район д. Угол на Каменниковском острове). Вывозка овощей с полей колхозов. А к окончательному заполнению Рыбинского водохранилища в 1947 году стало ясно, что Пошехонье-Володарску требуется сооружение защитного вала.
В ноябре 1947 г. по решению правительства Автоколонна № 89 в срочном порядке была направлена в Пошехонье-Володарск на перевозку грунта для обваловки города. Было вывезено 8735 кубометров земли.
Продолжение следует
Константин Мишин