Мнение 23 марта 2011 11:54

Валерий Караваев: «Впереди – громадье планов!»

Гендиректор ОАО «Русская механика» о настоящем и будущем предприятия

Лидерские способности человека, стоящего во главе коллектива, то, насколько ясно он видит цели и в состоянии решить поставленные задачи, в конечном итоге определяют исход дела, которому он служит.

Примеров успешных руководителей не так и много. Один из них – гендиректор ОАО «Русская механика»  Валерий Караваев.

За пять лет его руководства на предприятии произошли глобальные перемены к лучшему: модернизировано производство, выпущена новая линейка снегоходов. И все это, несмотря на кризис!

20 марта Валерию Караваеву исполнилось 50 лет. Мы встретились с ним накануне юбилея.

— Валерий Михайлович, расскажите, как начинался Ваш трудовой путь?
— По образованию я инженер­-педагог. Окончил Саратовский государственный индустриально-педагогический техникум и в 1981 году прибыл по распределению в Рыбинск. Десять лет отработал в училище № 38, а затем, окончив Владимирский политех, в 1991 году пришел на Волжский машзавод.

Так началась моя производственная биография. На этой промплощадке я получил рабочую «закваску», начав с «низов», дошел до поста директора по производству завода промышленных газовых установок.

В 2006 году – неожиданный поворот. Волею судьбы я начал заниматься снегоходами и благодарен ей за это. Не каждый может похвастаться, что у него живая, интересная работа, которая нравится.

— Чем оказалась близка Вам снегоходная тематика?
— Признаюсь, что до этого назначения ни разу не ездил на снегоходах, хотя по натуре экстремал и, конечно, слышал о «Буранах» — рабочих лошадках, покоривших русский север. Было безумно интересно изучать технику, выпускаемую предприятием, появились вопросы к специалистам, желание улучшить качество продукта.

Сегодня мне доставляет большое удовольствие нестись на снегоходе с ветерком по бездорожью. На «снежных коней» пересели все наши конструкторы, топ­-менеджеры, сейчас на предприятии не осталось ни одного технического специалиста, который бы не прочувствовал технику в деле.

Раньше многие этим грешили. Моя принципиальная позиция — чтобы производить и продавать конкурентоспособный, качественный продукт, нужно знать его в совершенстве.

— Каково это — быть управленцем, отвечать за все и всех?
— Конечно, это непросто. Надо вникать во все производственные, финансовые вопросы, чтобы на одном языке разговаривать и с техническими специалистами, и с коммерсантами, постоянно «держать руку на пульсе», мыслить глубже, смотреть дальше, не бояться брать на себя ответственность за принятое решение.

Предприятие — это мощный «механизм», в котором «звездочки» и «винтики» должны действовать согласованно. Когда люди понимают, для чего они ходят на работу, знают о достижениях выпускаемой техники, становятся сопричастными к общему делу, тогда «механизм» функционирует без сбоев.

— Есть несколько стилей руководства. Какой предпочитаете Вы?
— Не приемлю корпоративный стиль управления по той причине, что получается, как в басне Крылова: лебедь стремится в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. В итоге страдает дело. Я должен один отвечать за все, но любое решение должно приниматься коллегиально, на демократических началах.

А вот после его принятия все должны его выполнять, нравится или не нравится. Здесь с моей стороны включается авторитарный стиль, иначе сроки могут уйти, можно не довести дело до конца, «в дороге» потерять саму идею.

— Коллеги называют Вас реформатором. Именно Вы настояли на введении в эксплуатацию конвейера, который до этого пылился без надобности пять лет…
— Одна из первых задач, которые я перед собой поставил, – довести выпускаемую продукцию до определенного уровня качества. Запуск конвейера подразумевал серьезный шаг вперед. Не скрою, было сопротивление, людей приходилось заставлять…

Но после запуска уже не нужно было никому ничего доказывать. Сборщики сразу почувствовали, насколько удобнее, комфортнее стало работать, захотели собирать на конвейере не только «Бураны», но и другие снегоходы. Наша последняя модель «Tiksi» буквально с листа пошла на конвейере.

Культура производства выросла. Когда я только пришел, работники сборочного цеха ботинки меняли раз в месяц: на полу было масло со стружкой. Сегодня кругом чистота, и у меня, как у того еврея, старенький костюмчик, но заштопан и хорошо отглажен (шучу!). Не скрою, два года назад пришлось принимать непопулярные решения. Сократить количество сотрудников до 700, продать новый корпус, уплотниться…

Все это сыграло положительную роль, позволив предприятию выйти из кризиса без серьезных потерь, а главное — снизить себестоимость продукции, сделать производство более компактным.

— Удел руководителя — ненормированный рабочий день. Как с этим мирится семья?
— Мой рабочий день длится порой до 10 вечера. В сезон на предприятии провожу и будни, и выходные. Если сюда добавить командировки, поездки, получается, что из 24 часов в сутки я большую часть времени отдаю работе. Как и любой трудоголик, нахожу в этом прелесть и смысл. Мне повезло — мои тылы надежно прикрыты. Я всегда с удовольствием возвращаюсь на свой тихий «аэродром» к жене и дочерям. А утром — снова в бой! Покой мне только снится. Перед нами стоят серьезные задачи, сегодня хочется делать продукт лучше, чем вчера.

— Вы гордитесь выпускаемой техникой?
— А как же! Качество снегоходов «Русской механики» подтверждено в прошлом году во время пробега Рыбинск – Салехард, когда они без поломок прошли 3500 км. Сейчас наши «снежные кони» на пути в Уэлен – самую северную точку материка. Им предстоит преодолеть 8000 (!) км.

Есть и особый повод для гордости — сегодня у нас имеется машина, которая по своим характеристикам и дизайну является аналогом модели «Викинг­-540» японской «Ямахи». Мы замахнулись на снегоходы класса туризма. Кроме этого, стали собирать квадроциклы. Через полтора года летняя тематика будет по пропорции равной снегоходному бизнесу. Есть планы по созданию малой коммунальной техники в помощь УК. Как показывает практика, когда мы обращаем на что-­то свой взор, появляется новый продукт.

— Депутатское кресло – это желание прославиться или потребность делать добро?
— Как директору мне часто приходится заниматься бытовыми вопросами своих сотрудников — большей частью жителей Волжского. В качестве депутата их решать значительно легче, появляется возможность быстрее достучаться до власти. Поэтому могу сказать, что желание стать депутатом было осознанным. О том, что сделано, судить моим избирателям.

— При такой загруженности, ответственности откуда черпаете силы?
— Коллектив, люди, которые меня окружают, приходят с идеями что-­то улучшить, изменить — вот те «энергетические батарейки», от которых я периодически заряжаюсь. И, конечно, мои близкие меня поддерживают, дарят уют и душевный покой. У меня две взрослые дочери. Обе пошли по нашим с женой стопам — стали техническими специалистами.

— У Вас очень «хлебосольная» фамилия, а славится ли гостеприимством Ваша семья?
— Мы очень любим, когда к нам приезжают друзья. Что до фамилии, то моя, понятно, от слова «каравай», а у жены девичья фамилия была Баранова. Друзья все шутили: хлеб с мясом объединились, мы вместе уже более 25 лет!

— Поделитесь секретом семейного счастья…
— Мы никогда не ставим друг другу какие-­то условия, уважаем мнение друг друга, все делаем вместе. Любую проблему можно решить в диалоге, только так легче понять друг друга. Это относится не только к взаимоотношениям в семье, но и к работе.

— Дружите ли Вы со спортом?
— В юности серьезно занимался тяжелой атлетикой. Имею разряд кандидата в мастера спорта. Активные выступления закончил в 26 лет, до тридцати — вел на общественных началах секцию на стадионе «Металлист». С возрастом перешел на другие виды: футбол, баскетбол, настольный теннис. Дальше (смеется) — в разряд шахматистов. Нравится мне эта игра. Между прочим, обыгрывал многих, был призером заводских соревнований.

— 50 лет — это много или мало?
— Груза лет за плечами не ощущаю. Возраст чувствовать некогда, останавливаться на достигнутом — тоже. Привык смотреть на жизнь с юмором. Лучшее, конечно, впереди!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
таптыгин 19:17 | 30 марта 2011

Про какое масло со стружкой он говорит(или вы за него)? К сведению еще за несколько лет до его прихода на сборке сделали наливные полы и было очень чисто!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме