Попадая в квартиру этого человека, сразу видишь, что он очень любит дерево. Деревянные вагонка и панели на стенах коридора, ажурные экраны на батареях; в шкафах, на полках и на столах — целые коллекции деревянных мишек, косуль и других поделок из дерева. Может, это пристрастие объясняется тем, что Владимир Федорович Зенков родом из Сибири?
— Нет, — говорит он, — я родился и вырос в Новосибирской области, в Чисто-озерском районе, что в Кулундинской степи. К работе с деревом пристрастился здесь, в Рыбинске.
83-летний мастер вспоминает, как в молодости вместе с братьями и зятьями построили они в Чистоозерске три дома, все каркасные, с прослойкой из камыша для тепла, а снаружи обмазанные глиной. Доски и брус для стройки покупали на железнодорожной станции, туда материалы привозили из других областей. Своего леса в Кулундинской степи нет и не было.
В те годы, вернувшись из армии, Владимир Федорович работал слесарем на чисто-озерском заводе, потом в ДОСААФ и в районном отделе культуры и спорта. Занимался организацией соревнований спортсменов-любителей, сопровождал чистоозерские команды выступать в других городах. Тогда он и познакомился с молодой учительницей Любой, приехавшей в Сибирь по направлению из ярославского пединститута.
Вскоре молодые сыграли свадьбу. А потом приехали к Любиной матери в Рыбинск. Погостили-погостили на Слипе да и решили поселиться в нашем городе насовсем.
Владимир Федорович нашел работу на судостроительном заводе. А когда предприятие построило новый клуб, его первый директор Станислав Садовников позвал Владимира Зенкова к себе. Оформили его слесарем. После строителей оставалось множество недоделок, и Владимиру пришлось выполнять самую разную работу. Так двадцать лет и проработал он во дворце культуры.
Однажды кто-то подарил ему большого деревянного медведя с секирой. Хотя секира обломилась, но сувенир по сей день хранится в доме Владимира Федоровича, занимая в коллекции почетное место. Тогда подарок ему так понравился, что, рассмотрев мишку внимательно, Владимир Федорович подумал: «А смогу ли я сделать такого же?» И ведь получилось! Дальше – больше, стал покупать разные инструменты и приспособления для работы по дереву.
Это сейчас приходи в магазин и выбирай любой инструмент, а тогда с этим было сложно. Но помогала природная смекалка мастера: когда в доме сломалась стиральная машина, Владимир Федорович снял с нее движок и сделал станок.
Затем появились точильный станочек, войлочный и наждачный круги. Инструменты дали возможность вслед за вырезанными долотом и стамеской медведями приступить к созданию новой серии. Он называет ее «козлятина» — это горные козлы, косули и другие парнокопытные – очень изящные животные, изготовление точеных фигурок которых требует внимания и особо тонкой работы. Затем появилась модель прялки с маленькой работающей педалькой и крутящимся колесом. Матрешки…
Любимой же его поделкой был и остается медведь. Олицетворению России он отвел лучшее место в своей коллекции, в центре которой разместил композицию по картине художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Для фона взял фотографию леса, а мишек, лазающих по стволу дерева, вырезал и поместил перед фотографией.
Сколько всего медведей вырезал Владимир Федорович? Говорит, не считал. Большинство фигурок раздарил друзьям и знакомым. Раз в два года семья ездила в Сибирь, где у него остались трое братьев и три сестры. Как же не прихватить им и их детям самодельные сувениры!
В советское время рукодельничали практически все. Женщины шили и вязали, мужчины занимались чеканкой и выжиганием по дереву. Чтобы увлечь делом двоих сыновей, купил приборчик для выжигания и Владимир Федорович.
Ребята тогда учились в школе № 9 на Слипе. Узнав о семейном увлечении, учительница Лидия Васильевна Косячкина уговорила члена родительского комитета Владимира Зенкова организовать в классе кружок выжигания по дереву. Он согласился, но выжиганием не ограничился, а стал учить ребят выпиливанию, резьбе, точению, другим операциям.
Потом кружок, на занятия в котором стали собираться до 40 ребятишек с первого по восьмой классы, переехал во дворец культуры. В бытность директором ДК «Слип» Галина Мисурева многие годы проработала бок о бок с Владимиром Федоровичем. Говорит о нем, как об очень хорошем человеке, труженике «золотые руки»:
— Раньше много было таких людей, которые самоотверженно работали не за деньги, а во имя дела, внутреннего интереса. Владимир Федорович одним из первых пришел во дворец, не чураясь никакой работы, помогал создавать интерьеры дискотеки, фойе, гардероба. И везде использовал дерево, что тогда было необычно и очень современно.
В течение долгих лет Владимир Федорович вел, как тогда называли, кружки прикладного творчества. Кружок резьбы по дереву в ДК «Слип» был одним из первых в Рыбинске. Сначала ребята работали ручным инструментом, потом дворец приобрел для них специальные станки.
— У них было очень много интересных изделий, — говорит Галина Мисурева. — Сейчас все и не упомнишь, но очень красивые получались звери, особенно медведи, запомнился красноармеец, которого сделали к празднику 23 февраля. А еще для коллектива самодеятельности ребята под руководством Владимира Федоровича изготавливали народные инструменты, трещотки.
Работы учеников Владимира Зенкова участвовали в городских и областных выставках, например в Доме художественной самодеятельности в Ярославле. И всегда рыбинцев награждали дипломами и призами. Многие ребята впоследствии выбрали профессию, связанную с деревообработкой. Повзрослев, постоянно приходили к наставнику.
Ирина Коновалова