Руководство ООО «Электротеплосервис» пожаловалось в прокуратуру на инспектора пожнадзора, который в акте проверки потребовал устранить уже исправленные нарушения. Инспектора привлекли к административной ответственности…
Жители Рыбинска все охотней идут искать правду в надзорный орган: в 2012 году в прокуратуру обратилось более 3 тысяч граждан, что на 500 человек больше, чем в предыдущем, 2011, году. Об этом рассказал прокурор Рыбинска Николай Брядовой 30 января на пресс-конференции, посвященной итогам работы в 2012 году.
Больше всего проблем в ЖКХ
Прокуратура выполняет две основные функции — это общий надзор за соблюдением законодательства (федерального, регионального и местных нормативных актов) и контроль за работой органов предварительного следствия.
В качестве наиболее важного для жителей вопроса Николай Брядовой называет исполнение законодательства в сфере ЖКХ. На эту тему больше всего поступает жалоб от горожан. В течение прошлого года в результате прокурорских проверок в ЖКХ выявлено около 400 нарушений. Виновникам вынесено 72 представления, 33 человека привлечены к дисциплинарной ответственности.
— Это не так много, — говорит Николай Брядовой, — но руководители управляющих компаний — люди разные. Одни с пониманием относятся к представлениям и, не дожидаясь более решительных мер, устраняют недостатки. Другие даже на вызовы в прокуратуру не реагируют. Видимо, их не интересует, что в работе их компании не устраивает собственников, которые платят им деньги.
С такими нарушителями ЖКХ-законодательства прокуратура будет работать и впредь. Но последней инстанцией, которая может заставить УК и коммунальщиков исправить нарушения, — это суд. Гражданско-процессуальный кодекс не дает права работникам надзорного органа вместо граждан отстаивать их интересы в суде. Они могут делать это в исключительных случаях, например, в защиту инвалидов, детей, многодетных родителей, престарелых граждан или «неопределенного круга лиц». Этим правом рыбинские прокурорские работники пользуются активно.
Например, после обращения инвалида II группы Бакировой, которая пожаловалась на то, что в ее доме течет крыша и плохо работает отопление, сотрудники «государева ока», обследовав жилое помещение, пришли к выводу, что управляющая организация не выполняет Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, и вынесли постановление о возбуждении административного дела. Управляющая компания оказалась из тех, кому прокуратура не указ. И, когда Бакирова вновь обратилась в надзорный орган с теми же жалобами, чтобы защитить интересы инвалида, было направлено заявление в суд.
Или еще пример, о котором тоже рассказал Николай Брядовой. В одном из домов на улице Малиновской в течение длительного времени разрушались слои штукатурки и кирпичная кладка. Собственники не смогли организовать общее собрание и принять решение о ремонте. Ни инвалидов, ни многодетных в доме не проживает. Что делать? Решили обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Свои действия обосновали тем, что, конечно, сколько людей живет в доме, сколько прописано, известно точно. Но ведь к ним ходят гости, родственники, сосчитать которых не представляется возможным. Им тоже небезопасно бывать в доме с рушащимися стенами. Исходя из этих соображений, прокуратура обратилась в суд, и рыбинская Фемида рассмотрела заявление.
Трудовые права граждан
По сравнению с 2011 годом на трудовом фронте обстановка усугубилась в основном из-за ЗАО «Первомайский фарфор». Руководство этого предприятия задолжало 449 работникам более 16 млн. рублей. Прокуратурой направлено в суд более 290 исков — за работников, кто обратился в органы надзора. Людям вернули 8,5 млн. рублей, но обстановка на Первомайском фарфоре все еще очень сложная. 14 февраля арбитражный суд должен определить судьбу предприятия: будет оно работать дальше или пойдет с молотка.
В защиту несовершеннолетних
Во время проверок, которые прокуратура проводит в защиту несовершеннолетних, выявлялись факты продажи табачных изделий менее чем за 100 метров от образовательных учреждений. По этим фактам в суд подано 7 исков о запрещении торговли, из них 5 заявлений удовлетворены, 2 находятся в работе.
В то же время работников прокуратуры очень беспокоит рост преступности среди несовершеннолетних. В течение прошлого года недоросли совершили 140 преступлений — это на 10 больше, чем в 2011-м. Проанализировав ситуацию, Николай Брядовой пришел к выводу, что профилактические мероприятия не эффективны, потому что между разными ведомствами нет тесного взаимодействия.
Каждое преступление начинается с малого. Ушел подросток с уроков — никто не прореагировал. Он второй раз ушел, третий, а на четвертый украл сотовый телефон. Если бы к нему приняли меры после первого прогула, преступления могло бы не быть.
О подобных фактах педагоги должны сообщать по цепочке: учитель — директор школы — комиссия по делам несовершеннолетних администрации — отдел по делам несовершеннолетних полиции. Но до последней инстанции информация редко доходит. Кроме того, в городе создан координационный совет по выявлению подростков, которые оказались в опасной жизненной ситуации, но и из него в комиссию по делам несовершеннолетних материалы не направлялись.
— Отсутствие межведомственного взаимодействия носит массовый характер, — говорит прокурор города.
Не хватает чувства сострадания
Второе направление в деятельности прокуратуры — это надзор за работой органов дознания. При этом особое внимание уделяется фактам, когда участковые незаконно отказывают гражданам в возбуждении уголовных дел.
Например, сотрудники отделения «Мариевка» трижды отказывали в возбуждении уголовного дела гражданину, у которого из дома в деревне Антоново неизвестные похитили электроинструмент на 19 тыс. рублей. Отказ мотивировали тем, что потерпевший не мог предъявить справки о стоимости инструмента.
Большое число жалоб поступило в прокуратуру также на отказы по фактам угона машин и кражам из автомобилей, когда владельцы не смогли предъявить справки о стоимости похищенного имущества.
— Такие факты не единичны, — уточняет Николай Брядовой. — Никаких справок от потерпевших по закону не требуется. Стоимость похищенного имущества устанавливается по рыночной оценке. Таким образом картину преступности в некоторых случаях пытаются нивелировать, чтобы не портить показатели раскрываемости.
Одной пожилой женщине позвонили мошенники и предложили получить за какие-то услуги 224 тысячи рублей, но при условии, что она положит на определенный счет 84 тысячи. Естественно, никаких денег пенсионерка не получила, а ее тысячи пропали безвозвратно. Ей тоже отказали в возбуждении уголовного дела, потому что женщина не могла пояснить, кто и с какого телефона ей позвонил.
— Если бы все эти преступления были совершены в отношении родственников участковых, то данные обстоятельства не явились бы препятствием для возбуждения уголовных дел, — комментирует ситуацию прокурор Рыбинска. — Поэтому главная наша задача — это переломить черствое отношение к потерпевшим.
Ирина Коновалова