ОАО «Рыбинскэлектротранс» — предприятие сравнительно молодое, однако там уже сложились трудовые династии. Одна из них семья Чебоксаровых. В общей сложности они отдали родному предприятию около ста лет.
По истории их семьи можно изучать историю Рыбинска. Александр Львович родился в 1955 году в Рыбинске, а через год – Ольга Геннадьевна – в Щербакове. Он жил в Шанхае, она – во 2м Западном поселке. Он располагался сразу же за улицей Кулибина и состоял из двухэтажных восьмиквартирных домиков, построенных военнопленными немцами.
Школ в те времена в городе было мало, и сначала Александр пошел учиться в первый класс старой 23й школы, которая находилась на территории моторостроительного завода. Потом учился в 24й. Затем Веретье начали быстро застраивать жилыми домами, одновременно создавая инфраструктуру. Поэтому Саша и Оля успели поучиться и в новой 23й, а затем и в 18й.
Там они и познакомились. Оказались ребята-погодки в одной школе, в одной компании сверстников. Вместе катались на лыжах, ходили в кино во Дворец моторостроителей или в «Радугу», бегали на танцы. Александр играл на тромбоне в оркестре «Радуга», и после окончания 32го училища его взяли на работу в ОКБ приборостроительного завода слесарем по ремонту оборудования.
Вообще-то Аркадий Шацкий умел пристроить своих ребят так, что на завод они ходили только зарплату получать, но Саша был начинающим музыкантом, поэтому он трудился на рабочем месте по восемь часов. С завода и в армию ушел. Ольга осталась его ждать. Она к тому времени закончила ПТУ №29 и, получив профессию парикмахера, работала в салоне на Солнечной улице.
Однажды в Каунасскую воздушно-десантную дивизию пришло письмо из Рыбинска. Писала солдату любимая девушка о том, что любит и ждет, о друзьях-знакомых, о новостях из родного города. Вместе с письмом в конверте лежала вырезка из газеты, в которой говорилось, что созданное в Рыбинске Троллейбусное управление объявляет набор на курсы водителей.
Александра информация заинтересовала, и, демобилизовавшись, он устроился слесарем по ремонту подвижного состава, а потом пересел за руль троллейбуса.
Он вспоминает, как в первое время, проезжая по улицам Рыбинска, испытывал чувство гордости. Поначалу «рогатые» машины были жителям в диковинку, часто горожане садились в них без особой нужды, чтобы просто прокатиться. Профессия водителя была в почете, да и зарабатывали они неплохо. Александр Львович вспоминает:
У директора тогда зарплата была 230 рублей, а у водителей с выходными и сверхурочными выходило 300500. А если деньги очень нужны, то можно было поднапрячься и 700 рублей в месяц заработать.
Ему, что скрывать, деньги были нужны. К тому времени ребята поженились, и в семье родилась маленькая Иришка. Место в детском саду для малышки нашлось не сразу, Оле даже пришлось устроиться в садик нянечкой, хотя работа парикмахера ей очень нравилась.
И тут директор ТУ Василий Степанович Старанов подсказал Александру: Пусть твоя жена приходит учиться, а потом работать водителем – место в детском саду получите сразу же.
Соцобеспечение новые квартиры, места в детском саду в управлении тогда было одним из лучших в городе, но преимущество имели семьи, в которых оба родителя работали на предприятии.
Послушала-послушала Ольга маму, которая говорила, что профессия водителя очень ответственная и опасная, посомневалась-посомневалась, да и уволилась из нянечек. Отец ее всю жизнь проработал шофером, сама ездила на мотороллере, а случись чего, решила она, Саша поможет – и машину подремонтирует, и морально поддержит. Так и получилось. Муж помог освоить новую специальность, позже Чебоксаровы даже создали семейный экипаж и работали на одном троллейбусе.
А потом в молодой семье возник вопрос и об отдельном жилье. Встать на очередь было проблематично, потому что в родительском доме за Александром числилось несколько квадратных метров, поэтому они обрадовались и сразу же согласились, когда предложили вступить в кооператив.
Дом построили быстро, уже через год семья переехала в новую трехкомнатную квартиру, а вскоре и пополнение прибыло вторая дочка Ольга.
Прошли годы… Саша и Оля стали Александром Львовичем и Ольгой Геннадьевной – так уважительно называют их теперь в коллективе. И немудрено, ведь он за рулем троллейбуса уже 36 лет, она – 34. Оба на пенсии, но говорят, годика два-три еще поработают (надо помочь детям), а там видно будет.
Что изменилось на предприятии с переходом в частные руки? По большому счету, ничего, говорит Александр Чебоксаров.
Конечно, в советское время машин на городских магистралях было меньше, за рулем троллейбуса водители чувствовали себя свободнее и спокойнее. Сейчас на предприятии внедрили систему ГЛОНАСС. Стоит случиться непредвиденной остановке – диспетчер тут же спрашивает: что стоим? И предпринимает меры. Если машина сломалась тягач пошлют, а если пробка скажут, как объехать.
Дети Чебоксаровых тоже связали судьбу с электротранспортным предприятием. Ирина, окончив медучилище, работает в медпункте «Рыбинскэлектротранса». Предрейсовый осмотр водителей и неотложная помощь при травмах – ее обязанности. Ее сын Александр-младший – главный помощник деда и дома, и на даче. Работать вот, правда, собирается автослесарем. Но ему 13 лет, и все у него еще впереди.
А Оля-маленькая подрастает в семье дочери Анны. Сама она работает в детском саду, зато ее муж Алексей уже восемь лет за рулем троллейбуса. Оля-маленькая учится в 7 классе, ее братику Диме четыре с половиной года.
Смотришь на эту большую дружную семью – радуешься и невольно завидуешь, слушая рассказы о том, как летом они все вместе ездят на дачу в Глебово, ходят в лес, выращивают урожай. Главный садовод в семье – Ирина. Сейчас она, кстати, уже собирается проращивать семена перцев. Говорит, сажает их рано, чтобы в мае перенести в теплицу уже цветущие растения.
Добрые, хлебосольные, работящие, заботливые. В их доме так красиво, тепло и уютно, что уходить не хочется. Побольше бы таких семей и «Рыбинскэлектротрансу», и городу. Тогда все мы стали бы жить немножко лучше.
Ирина Коновалова