15 февраля 1989 года двадцать четыре года назад последний советский солдат покинул границы республики Афганистан в связи с выводом войск. Эта дата стала знаковой для всех, кто прошел через горячие точки.
Десятиградусный мороз, недружелюбный ветер с Волги, а к памятнику воинам-интернационалистам продолжают стягиваться люди, десятки людей. Если не считать ряды кадетов в черных бушлатах, то в основном это мужчины за пятьдесят. Многие с красными гвоздиками. Крепкие рукопожатия, объятия спустя годы боевое братство «афганцев» все такое же сильное.
В настоящее время в Рыбинске проживает около четырехсот участников войны в Афганистане. Один из них Вячеслав Репин, два года он воевал в составе представительства МВД. Каждый год 15 февраля он приходит сюда почтить память тех друзей, которые не вернулись, и рыбинцев, и ребят из других регионов.
— Неправильно говорить, что эта война была бессмысленной, - открыл митинг памяти замглавы администрации Рыбинска Денис Добряков. - Нельзя говорить, что потери, которые понесла наша страна, наш народ, не были нужны. Это вопрос государственности, вопрос положения в мире нашей страны. И те люди, которые погибли, положили свою жизнь за Родину.
Поколению рожденных в пятидесятые-шестидесятые не нужно было объяснять, что такое воинский долг, честь и ответственность. Родина послала значит, надо. Но при этом никто из них не называет себя героем, это очень скромные люди.
Сейчас среди присутствующих находится человек, который на своем мундире имеет четыре боевых ордена и три боевые медали. Это Витя-вертолетчик, к микрофону подошел Генриг Акимов, председатель общественной организации «Афганец», но большинство из присутствующих называют его попростому «батя».
Другой Виктор вместе с товарищем бросились к горящему самолету, сняли бомбы с подвесок, помогли летчику выбраться из горящей машины. Это Саша, который в бою оказывал помощь раненым, буквально одной рукой перевязывал раненых парней, а другой держал автомат или гранатомет, отбивая атаки духов.
Рыбинцы привезли в наш город два ордена Красного знамени, двадцать один орден красной Звезды, 25 медалей «За боевые заслуги», 27 медалей «За отвагу». Но только расстояние между медалью и моджахедовской пулей, орденом и «черным тюльпаном» было неразличимо. Среди наших земляков на той войне погибли двенадцать человек, один пропал без вести. Но те, кто вернулся, навсегда сохранили в памяти свой последний день войны.
Восемь дней, один месяц и тридцать лет назад мы с группой сослуживцев распили последний пакет киш-мишовки, съели последние сухари сухпая, который был с собой. На самолете вылетели в Тузель, Ташкент. И там разошлись каждому нужно было ехать в разные концы страны, продолжил Генриг Викторович. Прилетел на Чкаловский военный аэродром. Спросил, где остановка такси, подошел. Одет я был в «песочку», маленький чемоданчик с собой.
«До Мытищ подбросишь?» «Садись, командир». Сел на место и что-то начал крутиться. «Что-нибудь потерял?» спросил таксист. «Да понимаешь, кудато автомат поставил и не найду». И в этот момент я понял, что для меня закончилась война. Что я вернулся живой. Что ктото за меня молился и оберегал. Но война продолжается, она не закончилась в 1989 году. Чернобыль, Югославия, Чечня, и даже два дня назад четверо наших парней погибли в Дагестане при взрыве машины…
Участники митинга почтили память всех погибших воинов-интернационалистов минутой молчания, был дан оружейный салют, затем возложили венки и цветы к мемориалу.