Темы 6 марта 2013 14:38

Транспортные перспективы в Рыбинске

ПАТП-1 собираются акционировать и, возможно, продать

В прошлом году в крупнейшем автотранспортном предприятии Рыбинска сменился руководитель, в этом году ПАТП-1 собираются акционировать, а потом, может, и продать. Что ждет горожан в связи со всеми изменениями, рассказал директор МУП «ПАТП-1» Евгений Которков.

— Евгений Юрьевич, вы заступили на пост в середине прошлого года. Расскажите о ваших первых впечатлениях о транспортном предприятии

— ПАТП-1 было в зоне моей ответственности и компетенции, когда я работал заместителем главы администрации Рыбинска по городскому хозяйству, поэтому мне хорошо известно, что основная проблема российских транспортных предприятий (не только ПАТП-1) — это жесткие рамки тарифного регулирования, в которых им приходится работать. Все мы зависим от дотаций из местных и областных бюджетов, а в конечном итоге — от их наполняемости.

— Область компенсирует транспортным предприятиям выпадающие доходы по перевозке ветеранов, пенсионеров и инвалидов, город доплачивает за проезд по льготным проездным школьников, студентов и многодетных родителей. Как исполняют город и область свои обязательства?

— Несмотря на то, что бюджет Рыбинска социально ориентирован: в городе строятся и ремонтируются детские сады, школы, активно улучшается инфраструктура, все обязательства перед ПАТП-1 выполняются. А вот региональные департаменты предпочитают перекладывать свои проблемы на перевозчиков. Это со всей очевидностью продемонстрировал эксперимент по организации перевозки льготных категорий граждан по электронным социальным проездным в Рыбинске и Ярославле.

— Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему?

— Есть простая, но в то же время очень эффективная схема — монетизация льгот, как, например, это произошло в сфере ЖКХ. Льготник совершает необходимое ему число поездок, оплачивает их в рамках действующего тарифа, а потом по факту социальный департамент предоставляет компенсацию льготы в соответствии с действующим законодательством. В этом случае каждый будет заниматься своим делом.

Что же произошло с валидаторами? Когда их внедряли, нам говорили, что электронные считывающие устройства необходимы для того, чтобы установить фактическое количество поездок. Из этого расчета нам обещали компенсировать выпадающие доходы. С внедрением электронных проездных все убедились в том, что каждый льготник в течение месяца в среднем совершает до 70-80 поездок. Несмотря на то, что эксперимент начался около двух лет назад, компенсацию выпадающих доходов транспортникам не увеличили, только в 2012 году мы недополучили порядка 24 млн. рублей.

Более того, компании, которая занимается обслуживанием считывающих устройств, мы обязаны выплачивать 7% от суммы, вырученной от продажи электронных проездных документов. Условия игры, установленные областным департаментом соцзащиты, явно не в нашу пользу и не в пользу льготников, ведь на сегодняшний день принято решение ограничить количество поездок в течение месяца до 50.

— Вопрос с убытками таким образом решен?

— Не совсем. Во-первых, ограничение в 50 поездок — это неэффективная полумера, которая не решает проблему полной компенсации выпадающих доходов по льготным электронным проездным билетам. Во-вторых, кроме проездных, у ПАТП-1 есть ещё ряд серьёзных проблем. Например, предприятие оказывает услуги по межмуниципальным перевозкам автобусами, номера которых начинаются со «100». Этих маршрутов у нас не так много, но машинам на них приходится преодолевать значительные расстояния при низкой наполняемости. В прошлом году, например, убытки от межмуниципальных перевозок составили порядка 5 млн. рублей.

— Тем не менее, рыбинцы видят, что на улицах города постоянно появляются новые «Лиазы» и «Богданы»…

— За три с половиной года с подачи руководства города автобусный парк ПАТП-1 значительно обновился. В лизинг и при помощи городского бюджета мы приобрели 97 новых машин: 48 автобусов «Лиаз» и 49 «Богданов». Обе модели оснащены иностранными двигателями, имеют автоматическую коробку передач. Если четыре года назад средний «возраст» техники ПАТП-1 был десять с половиной лет, а многие «Икарусы» бегали по рыбинским дорогам по несколько десятков лет, то сейчас средний «стаж» машин сократился до 4,2 года — практически более чем в два раза.

— Какой «возраст» считается оптимальным для автобусов?

— Оптимальная норма — 4-4,5 года. Надо сказать, что новые автобусы — это не только красота и удобство. В результате обновления подвижного состава предприятие снизило вспомогательные затраты на топливо и на ремонт. Это свидетельствует о том, что вы-бранная политика последних лет была правильной.

— В прошлом году ПАТП-1 открыло новый маршрут 17-Т (автовокзал — Волжский). Эта работа продолжится?

— Мы открыли маршрут 17-Т, чтобы сделать более доступным Волжский микрорайон, где работают несколько серьезных промышленных предприятий. А вообще открытие новых маршрутов напрямую связано с инфраструктурными изменениями в городе. В этом году планируется сдача торгового центра «Сириус» на улице Бабушкина, ожидается, что его будут посещать до 10 тысяч человек в день. В связи с этим мы направили в администрацию предложения по изменению существующих автобусных маршрутов.

— По программе приватизации этого года запланировано акционирование вашего предприятия. Что в связи с этим изменится для горожан? Не вырастут ли тарифы на проезд в автобусах?

— Акционирование ПАТП-1 — мера, направленная на повышение эффективности работы предприятия. Ничего страшного для жителей города в этом нет — у нас было акционировано много предприятий, в том числе и транспортное, и хуже работать они не стали.

Что касается тарифов, то они никоим образом с акционированием не связаны. Цены за проезд устанавливает областной департамент энергетики и регулирования тарифов, задачей которого является не допускать необоснованного роста стоимости проезда. Согласно региональному законодательству тарифы пересматриваются не чаще одного раза в год.

Могу сказать, что в Рыбинске тариф на проезд в общественном транспорте ниже, чем в Ярославле — у нас 14 рублей, в областном центре 16. А стоимость проездных билетов для школьников и многодетных родителей (240 рублей) и студентов (400 рублей) несопоставима с ценами в других городах. В Омске, например, школьный и студенческий проездные стоят 650 и 850 рублей соответственно, в Череповце — 480 и 640 рублей, в Костроме — 290 и 440 рублей.

— Намекаете, что и нам пора повысить? Может, лучше контролировать водителей, которые в маршрутках не выдают билеты?..

— Прежде чем спрашивать, почему такое происходит, человеку нужно самому задаться вопросом: почему я не взял билет. У нас работает служба контроля. Водители, у которых выявляются безбилетные пассажиры, несут строгую ответственность вплоть до увольнения. Так же строго мы спрашиваем и за перерасход горючего, в результате нормы потребления ГСМ у нас ниже нормативов и самые низкие в области. Налажена эффективная работа с жалобами, поступающими от пассажиров. Если в результате проверки подтверждается, что жалоба справедливая, водители несут наказание.

Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме