По известной пьесе Мишеля Фермо главный режиссер театра драмы Виктория Михеева поставила спектакль «Игры в одном доме». Впрочем, двери хлопали не только на сцене.
Напомним, Виктория Михеева заступила на пост главрежа в начале календарного года. Она выпускница режиссерского факультета ГИТИСа, мастерской Романа Виктюка, и до этого ставила спектакли преимущественно в крупных городах. «Игры в одном доме» - это ее дебют на рыбинской сцене. Премьера задумывалась как подарок на 8 Марта.
Из легкой по-французски комедии положений амбициозный режиссер решила слепить замысловатые «семейные мизансцены» (так жанр обозначен в афише). Что из этого вышло?
Как это обычно бывает, на премьеру зал битком. Действие происходит в большой семье, где под одной крышей живут три поколения: еще резвая бабушка, уставшие друг от друга и от всего на свете отец и мать, трое их безбашенных детей, а также друзья семейства.
Герои обмениваются незначительными репликами, выясняя, кто заперся в ванной, от одной двери к другой (коих в доме насчитывается пять) они мечутся, шаркают, бегают и крадутся. На сцене их всегда много, и от этого броуновского движения рябит в глазах. Скажу честно первое отделение показалось скучным. Не спасли ни многочисленные режиссерские находки, порой даже очень эффектные, ни игра актеров.
Зал облегченно вздохнул только во время комедийного (наконец-то!) диалога пронырливой бабушки (Аллы Смоленковой) и озабоченного проблемами отца (Владимира Калюкина), до этого шутки утопали, попадая «в молоко».
Завязка же обозначилась только в самом конце первого акта выясняется, что младшая дочь Даниэль ждет ребенка. Разношерстная реакция членов семейства на эту новость вот содержание того, что зрители увидели после антракта. Впрочем, не все. Некоторые покинули зал, при этом демонстративно хлопнув дверью, так что к развязке «Игр…» зал заметно поредел.
Сказать, что спектакль плохой, не верно. И дело даже не во вкусе и цвете. Он гротесковый, новаторский, смелый, сложный какой угодно, но вряд ли плохой. Это как с модой. Есть коллекции «от кутюр»: здесь всякая многоэтажная конструкция из вторсырья на голове у манекенщицы искусство в чистом виде, однако от такого новаторства у «нормального человека» искрит мозг. Есть прет-а-порте одежда из бутика, «готовая к употреблению».
А есть ширпотреб доступный всем, но, как это нередко бывает, хроменький на качество. И у каждой ипостаси есть свои приверженцы, свои потребители. К чему эти параллели? На премьере у меня сложилось двойственное впечатление: то ли зрители не туда попали, то ли режиссер в стремлении подтянуть провинциальную публику до уровня столичной перегнул палку.
Наш зритель, который взрывается смехом на «Примадоннах» и не прочь всплакнуть на «Очень простой истории», возмущается или приходит в восторг от радикальных выпадов в «Дороге вниз без остановок», оказался не готов к таким вот театральным формам Виктории Михеевой.
Вроде и тема близка: родные люди оказываются чужими, а за внешним благополучным семейным фасадом каждому не хватает душевного тепла и понимания. Но читается все это не в диалогах, взглядах, а в неком «подтексте». Одиночество глядит здесь между строк. Потому-то герои постоянно прячутся за запертыми дверями своих комнат и лишь иногда боязливо приоткрывают гостям свои мечты и переживания.
Обширный набор режиссерских «фишек» толкает актеров раскрыться с незнакомой стороны. Например, очень впечатлила дополнительная сцена на сцене. Это особый мир, где у одиноких героев сбываются мечты, своеобразная «внутренняя империя». Там Даниэль не беременная истеричка, а девочка в любящих объятиях дельфинов, Пинки невеста в клубах фаты, а флегматичный поклонник Бабушки, словно забросив свои транквилизаторы, лихо отплясывает в пушкинском цилиндре, и так далее.
Безусловный плюс постановки хореография. Идея включить в постановку живую музыку сама по себе тоже весьма хороша. Теплое, «грудное» звучание виолончели создает ностальгическое, располагающее к думам настроение.
А вот барабанная установка, подзвученная микрофоном, в своем оглушительном репите едва не превратила меня в завсегдатая кабинета отоларинголога- это при том, что наши места были на балконе. В общем, спектакль может быть громким, ярким, напичканным оригинальными «фишками», но скучным до слез, каким-то механическим, безжизненным. Однако, покидая зал, я искренне попыталась притворить за собой дверь потише.