11 марта исполнилось десять лет с момента создания Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. О том, как обстоят дела с противодействием распространению наркотиков у нас в городе, мы побеседовали с начальником Рыбинского межрайонного отдела УФСКН по Ярославской области Алексеем Меркуловым.
— Алексей Викторович, борьба с распространением наркотиков начинается на местах. Расскажите, каких успехов на этом поприще удалось достичь вашему отделу в минувшем году?
— Было выявлено 94 преступления. Эти цифры соответствуют уровню 2011 года. Статистика могла бы быть лучше, но с учетом того, что в прошлом году по ряду причин половина оперативного состава уволилась, пока приходится ставить в зачет то, что есть.
— А в чем причина сокращения рядов?
— кто-то ушел на пенсию, а кто-то — искать лучшей доли. Работа у нас тяжелая, и некоторые просто не справлялись с ней. Кроме этого, сыграл свою роль и материальный аспект.
Но, несмотря ни на что, более 90 преступлений нам удалось раскрыть. В частности, было изъято свыше пяти килограммов наркотических средств, из них 903 грамма героина (в два раза больше, чем в 2011 году). Наши сотрудники раскрыли четыре преступления, связанные с организацией, содержанием наркопритонов.
Раскрыто одно дело, относящееся к разряду коррупционных. Нами был выявлен сотрудник одного из учреждений УФСИН, через которого был налажен канал поставки наркотиков «с воли» на территорию тюрьмы.
Также в минувшем году наши сотрудники выявили три факта незаконного сбыта сильнодействующих медицинских препаратов, в первую очередь эфедрина. Уже в этом году была задержана девушка, попытавшаяся продать четыре ампулы лекарственного препарата — тромадола, являющегося сильнодействующим веществом, оборот которого в РФ ограничен.
Помимо всего прочего, в прошлом году было составлено 60 административных протоколов в отношении лиц, употребляющих наркотики, и взыскано штрафов на сумму порядка 140 тысяч рублей.
— Как за последние годы изменилось количество наркозависимых людей в Рыбинске?
— На данный момент в наркодиспансере состоят на учете чуть больше 120 человек с диагнозом «наркомания». Но названная цифра — вершина айсберга. Так называемых скрытых наркоманов намного больше. Если умножить названную величину на десять, то полученная цифра будет больше соответствовать действительности.
— Как изменились нюансы наркоторговли?
— Чистых наркотиков стало меньше, и уже давно. Сейчас весовой грамм героина стоит одну тысячу рублей. При этом в указанной массе чистого наркотика может быть не более 10%. Он приобретается на перевалочных базах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а затем просто «бодяжится». Поставщики наркотиков зарабатывают на весе и качестве.
Так как деньги на дозу наркоманам нужны постоянно, понятно, почему высока преступность в их среде. Помимо банального распространения наркотиков, люди идут на грабежи, а порой даже совершают убийства.
— Еще год-два назад широкое распространение среди наркозависимых имел дезоморфин — препарат, изготавливаемый кустарным способом…
— Сейчас информации об его обороте практически не поступает. Повлиял запрет на свободную продажу в аптечной сети кодеинсодержащих лекарственных препаратов.
Конечно, у некоторых есть возможность достать их, но все равно такой массовости в употреблении дезоморфина, как раньше, уже не наблюдается, особенно по сравнению с тем, что творилось до лета минувшего года. Сотрудниками нашего отдела было выявлено четыре притона, которые специализировались именно на этом жутком «вареве», от употребления которого человек буквально гниет изнутри.
— Кстати, введение запрета на продажу лекарств на основе кодеина без рецепта вызвало немало кривотолков…
— Кодеинсодержащие препараты, в состав которых входит наркотическое вещество, относятся к лекарственным препаратам симптоматического ряда и не оказывают лечебного действия, а только лишь снимают боль. Приняв такой законодательный акт, государство, на мой взгляд, ни в чем не ущемило права пациентов. Кому препараты положены по медицинским показаниям, те получат их по рецепту, а для всех остальных в наличии имеются другие, не менее действенные, но без спорных компонентов в составе.
— Основным поставщиком наркотиков в нашу страну по-прежнему является Афганистан?
— Трафик традиционно идет через ряд стран Восточной Азии. Для поставки наркотиков придумываются самые разнообразные схемы. В основном перевозятся они автомобильным и железнодорожным транспортом. Совсем недавно наши московские коллеги обнаружили партию наркотиков в фуре с… редькой.
Если со стороны Санкт-Петербурга и западного направления в основном идет «синтетика», то героин и прочие — из Таджикистана.
— Какие случаи лично вас тревожат больше всего?
— Несмотря на многолетнюю практику, сложно привыкнуть к тому, что порой люди, употребляющие и распространяющие наркотики, ставят под угрозу жизнь собственных детей. 9 лет исправительной колонии общего режима получила мать четверых несовершеннолетних детей, торговавшая героином в Рыбинске.
Не так давно за распространение наркотиков была задержана молодая девушка. Мало того что она продавала отраву другим людям, она и сама регулярно ее употребляла, находясь в положении. Что будет с ее ребенком, как он будет жить — будущую мать (если ее так можно назвать), похоже, не беспокоит.
Как я уже говорил, бывают исключения, люди исправляются и начинают вести нормальный образ жизни, но то, что они успевают сделать за время пристрастия к наркотикам, исправить трудно, а иногда и невозможно.