В субботу, 2 марта, вынужденную жесткую посадку в лесополосу совершил самолет Ан2 Рыбинского аэроклуба, на борту которого было 11 парашютистов и два пилота. Разбор полета ведет комиссия по расследованию авиационных происшествий ЦС ДОСААФ России (Москва), которая отработала в Рыбинске две недели и в начале апреля назовет причину АП.
Но уже сегодня, рассмотрев возможные версии происшествия, она исключила из них неблагоприятные погодные условия и ошибки пилотирования. Основная версия - отказ авиационной техники. Действия экипажа воздушного судна, оказавшегося в сложнейшей ситуации, признаны правильными.
Все это время наш корреспондент Марина Морозова пристально следила за ходом расследования, общалась с теми, кто был на борту, отслеживала сообщения и дискуссии в интернет-пространстве.
Первые выводы комиссии
2 марта в Рыбинске приступила к работе комиссия по расследованию авиационного происшествия, назначенная приказом председателя Центрального Совета ДОСААФ РФ. О первых выводах, носящих предварительный характер, нам рассказал ее руководитель Владимир Кемпа.
Владимир Борисович, давайте сразу уточним квалификацию этого инцидента. Была ли это вынужденная посадка?
В данном случае в результате вынужденной посадки самолета удалось избежать человеческих жертв, однако воздушное судно получило значительные повреждения, поэтому данное авиационное событие классифицируется как авария.
Какие версии вы рассматриваете?
Как всегда, мы работаем по трем направлениям: человек (ошибки экипажа в технике пилотирования, нарушения в эксплуатации и обслуживании авиационной техники), машина (возможные отказы авиационной техники), среда (воздействие на воздушное судно в полете опасных явлений погоды обледенение, турбулентность воздуха и т.д.). Внимательно изучаем каждую версию.
Согласно метеосводкам, полученным из Ярославского гидрометбюро и аэропорта Туношна, установлено, что на момент взлета самолета Ан-2 в районе аэродрома Рыбинск-Южный метеоусловия были простые, воздействие на воздушное судно опасных явлений погоды не наблюдалось, поэтому данную версию мы исключили.
Самолетом управлял опытный экипаж: командир воздушного судна летчик первого класса, освоивший семь типов воздушных судов и имеющий общий налет около 12 тыс. часов. На самолете Ан2 летает с 1984 года.
Проанализировав действия пилотов при выполнении взлета, ошибок в технике пилотирования экипажа комиссия не выявила. А действия при выполнении вынужденной посадки признаны четкими и своевременными, позволившими избежать более тяжких последствий.
Все остальные версии прорабатываются, и говорить о каких-либо выводах еще рано.
Есть такое правило в авиации, что если отказ двигателя происходит на высоте до 150 метров, то экипаж должен совершить вынужденную посадку прямо по курсу, не теряя времени на развороты…
Кроме правил, есть руководство по летной эксплуатации, а еще есть реальная обстановка, которую не всегда можно прописать руководствами и наставлениями. Мы установили траекторию движения самолета и наложили ее на карту местности. Прямо по курсу взлета самолета большой лесной массив. Уточняю не мелколесье, не лесополоса, а солидный лес с многолетними деревьями. Вынужденная посадка в таком лесу имела бы непредсказуемые последствия.
И командир воздушного судна совершенно правильно принял решение изменить курс. Идеальный вариант аэродром. Но поскольку самолет был на небольшой высоте и быстро терял скорость, командир, понимая, что уже не успеет дотянуть до аэродрома, выбирал для посадки наиболее подходящее поле. Чтобы не зацепить случайно деревню, он снова доворачивает самолет и тянет его на поле за лесополосой. Но высоты уже не хватает. Левой плоскостью самолет ударился о два больших дерева и, развернувшись на 90 градусов, оказывается на краю полосы, хвостом к полю.
Действия командира в такой ситуации и с таким исходом это и мастерство пилота, и счастливая случайность. Самолет получил значительные повреждения, при этом все, кто был на борту, остались живы. Четверо пострадавших: двоим медицинская помощь оказана бригадой скорой помощи прямо на аэродроме, необходимости в их госпитализации не было, и они уехали домой.
Два человека доставлены в больницу, у одного перелом носа (прим. автора в настоящее время выписан из больницы и приступил к исполнению своих обязанностей в Рыбинском аэроклубе). Второй с ушибами и сотрясением мозга госпитализирован в неврологическое отделение городской больницы, где проведено обследование и назначено лечение.
На данный момент самолет эвакуирован с места авиационного происшествия, двигатель снят и отправлен на авиаремонтный завод в город Шахты для проведения исследований. Кроме того, прокуратурой Ярославской области назначено проведение экспертизы образцов горюче-смазочные материалов, взятых с аварийного воздушного судна.
Для расследования причин авиационного происшествия отведено 30 суток, но если потребуются дополнительные экспертизы и исследования, сроки могут быть продлены.
2 марта интернет-сайты пестрили десятками сообщений информационных агентств со ссылкой на данные НЦУКС МЧС России. Вот одно из них:
«МОСКВА, 2 мар РИА Новости.
В 13.45 мск в Рыбинском районе Ярославской области в результате неисправности произошла вынужденная посадка самолета Ан2 аэроклуба «Ярославский АСК». По данным ведомства, на борту находились 14 человек, пострадавших нет, самолет не поврежден».
Откровенная деза из официального источника, в интернете обрастая подробностями и версиями, вызвала бурю обсуждений в LiveJournal, на самых разных форумах, в том числе профессионалов и любителей авиации и парашютного спорта. Наибольший интерес вызвали сообщения парашютистов, оказавшихся в тот день на борту Ан2, совершившего жесткую посадку.
Пилоты знали, что могут сгореть в самолете
Вот что написал ночью о том дне в LiveJournal спортсмен-парашютист Рыбинского АСК Василий Корнеев (публикуем в сокращении):
«3 марта. Бегу переодеваться, чтобы успеть в первый взлёт. Обожаю первый взлёт и вообще предпочитаю всегда первым прыгать, в первом заходе. Первый взлёт традиционно комплектуется опытными спортсменами.
Ветерок на высоте прощупать, точку выброски рассчитать, ну и всё в таком роде. Как обычно, забираюсь на борт, сажусь на «своё место», возле самой двери.
Всё, наконец-то техники отошли от плоскостей, прозвучала команда «От винта!», и двигатель запустили. Салон наполнился привычным шумом, самолёт плавно заскользил с рулёжки на взлётку и занял исполнительный. Привычным опять же движением упираюсь в шпангоут ногой, пилот врубает форсаж поехали!!!
А дальше пошло не привычно. Как-то странно мы разбегаемся… Не то, чтоб я считаю секунды от старта до отрыва шасси от земли, просто за долгие годы и сотни взлётов организм привык, что через вполне определённое время машину перестает трясти на ухабах взлётки. А тут как-то подозрительно долго мы бежим, всё трясёт и трясёт! Встал, осмотрелся в иллюминаторы по сторонам, машина всё же оторвалась от земли и уверенно встала на крыло это слегка успокоило.
Через несколько секунд привычно бросаю взгляд на высотомер, а там чуть больше ноля(!), хотя по привычным ощущениям должно быть уже не меньше сотни метров. Постучал пальцем по стеклу стрелка не отклоняется… Окинул взглядом салон: мои друзья-коллеги сидят безмятежно, общаются друг с другом, и только инструктор за моей спиной встал на колено и пристально смотрит через иллюминатор на верхнюю плоскость. Я тем временем опустил глаза вниз и увидел прямо под нами верхушки деревьев.
Дальше треск тех самых деревьев. В один миг вдруг стало тихо, темно и ужасно тесно. Почему-то сразу вспомнились сдавливающие ощущения, как в детстве, когда играли в игру «куча мала». Через секунду дошло: мы всётаки рухнули, от удара все пассажиры салона сгреблись в кучу, а темно потому, что морда фюзеляжа зарылась в снег по самое не балуйся. Странно, но это были секунды какого-то умиротворения и спокойствия.
Никакие там картинки всей жизни перед глазами не пробегали, совсем не хотелось от пережитого ужаса в туалет. Никто не орал. Было просто тихо, темно и тесно. Идиллию моего личного «конца концов» нарушило окровавленное лицо инструктора и истошный крик: «Всем покинуть самолёт!!!» Послушная неписаному закону «инструктор всегда прав» куча мала мгновенно рассосалась и оказалась на улице по пояс в снегу. Тот опять орёт: «Всем отойти подальше от самолёта он может взорваться!!!» Послушная куча шустро переместилась метров на двадцать подальше в чисто поле, несмотря на глубокий рыхлый снег. И тут я обернулся и увидел картину, как в кино про войну…
Начали считаться. Все живы, относительно целы (по крайней мере, передвигаются самостоятельно). Огляделись по сторонам и пошли к дороге. Тут парнишка, который впереди меня шёл, начал както заговариваться, а потом вообще разразился истерикой. Суматохи добавили подоспевшие машины наших товарищей, которые с земли наблюдали весь этот воздушный цирк и мысленно уже всех нас похоронили.
13 марта. Прошло одиннадцать дней с той аварии Ан2… Борт наш скорее всего восстановлению не подлежит. Без слёз на эту груду искорёженного металла не взглянешь. А, впрочем, что жалеть бездушное железо, главное люди все живы и большая часть уже полностью здоровы. И я сегодняшнюю ночь спал горизонтально. Мелочь, но для меня достижение, т.к. все предыдущие из-за травмы спины спал, как студент на лекции, сидя, положив голову на стол.
Бессонные ночи сменялись днями, когда надо было работать и ездить на допросы бесконечных проверяющих, следователей и просто интересующихся. В ходе этих допросов стали выясняться довольно удивительные подробности. Оказывается, непосредственно перед падением НЕКТО ДС «героически» взял на себя командование критической ситуацией. Не буду смаковать подробности, но перед стойкостью и мужеством того «командира» меркнут подвиги Чака Норриса и Стивена Сигала… Мерзко и непотребно звучат такие заявления, но это для меня (к сожалению, я знаю, как было на самом деле). Для остальных всё звучит вполне правдоподобно.
А теперь о тех, кого мгновения делают героями. Пилот нашего Антошки КВС Евгений Александрович Самсонов… Он не хотел быть героем, не хотел славы и сердечных благодарностей от нас, выживших, но когда пришла беда, когда пришлось выбирать площадку для вынужденной посадки, он сначала увёл самолёт от деревни, которая была прямо по курсу, а потом, чтобы спасти нас, задрал максимально, как мог, нос машины и «блинчиком», брюхом собирая деревья, как дополнительный амортизатор, аккуратно уронил неисправный Ан-2 на землю. Для тех, кто не понял, что здесь героического, поясню: чтобы задрать нос машины, надо потянуть штурвал на себя, к самой груди, понимая, что когда машина упадёт, штурвал в таком положении заклинит, и возможности быстро выбраться уже не будет!!!
Он знал, что если полыхнёт разлившаяся горючка, он так и сгорит в своём кресле, запертый рогатым штурвалом. Знал ли об этом второй пилот Сашка Воскобойников? Конечно, знал. Он знал, что штурвал заблокирует и его кресло, что он тоже не сможет выбраться из горящего самолёта, ЗНАЛ!!! И молча выполнял приказы своего командира.
Шок и растерянность овладели всеми нами, опытными парашютистами, в первые секунды после падения. Всеми, ведь мы умеем прыгать из нормально летящего самолёта. Это спорт такой же, как лёгкая атлетика, как велоспорт или гребля на байдарках. Нет в нём ничего героического, а тут такое. Первым взял себя в руки Лёха Шарапов, наш выпускающий. Несмотря на то, что ему больше всех досталось, он забыл про боль и начал, как и положено выпускающему, командовать эвакуацией. Он не катался по полу, корчась от боли, не рванул как крыса с тонущего корабля. Весь в крови, он делал свою работу спасал нас».
Ему бы отлежаться 2 недели…
Кстати, этот НЕКТО ДС не только отличился тем, что «взял командование на себя». В своих видеооткровениях супергерой возмущается, почему не его, а девушку из тандема подобрал в поле снегоход. Еще раньше ВКонтакте было выложено его пространное заявление с претензией на сенсацию: «Я обвиняю руководство второй городской больницы им. Пирогова в сговоре с руководством Рыбинского аэроклуба с целью скрыть последствия падения самолета с парашютистами 2 марта 2013 г.»
Но вот незадача - заявляя о тяжести своих травм (ушиб и сотрясение головного мозга, ушибы шейного, поясничного отделов позвоночника), он проигнорировал требования врачей и родных о необходимости двухнедельного покоя в стационаре и потребовал его транспортировки на машине скорой помощи из Рыбинска в Архангельск. Надо ли говорить, что такое для тяжелобольного 922 километра зимних российских дорог?
Главный врач горбольницы №2 Михаил Цветков, отвечая на наши вопросы, сообщил, что не имеет права называть диагноз пострадавшего и комментировать состояние его здоровья, ссылаясь на врачебную тайну. Его жизни ничего не угрожает… Если же у пациента есть претензии к больнице, в суд или прокуратуру будут представлены все необходимые материалы, свидетельствующие о состоянии больного.
Что дальше? Летать!
Что дальше? Это вопрос сегодня волнует рыбинцев, всех, кто влюблен в небо. Начальник Рыбинского аэроклуба Дмитрий Авдеев рассказывает:
Мы сделаем все, чтобы снова получить самолет и как можно скорее.
В этом году 80летие Рыбинского аэроклуба, в августе очередной чемпионат по классическому парашютизму памяти Татьяны Осиповой. И мы его обязательно проведем. А в июне наш самолет должен работать в паре с ярославским бортом на кубке Валентины Терешковой, посвященном 50летию полета в космос первой женщины.
Мы сейчас прорабатываем вопрос приобретения другого самолета. Вариантов несколько. Но в любом случае потребуется как минимум 2,6 миллиона рублей. У клуба, конечно, таких денег нет. Но есть друзья, предприниматели, единомышленники, все, кто не представляет своей жизни без полетов и прыжков. Мы сами пустим шапку по кругу, откроем специальный целевой счет. И обязательно обратимся за поддержкой к рыбинцам, к Рыбинску городу авиаторов, и в область.
Марина Морозова