У всякого спектакля есть своя завязка, кульминация, развязка. И у театрального сезона тоже. Здесь пиковый момент, безусловно, День театра, который мир отмечает 27 марта. Мы поинтересовались, чем живет рыбинский драматический в 188м сезоне, каковы пути развития сюжета и что нас ждет в финале.
Между музами и рублем
Сезон в разгаре, и сезон насыщенный. В 2012 году было поставлено 11 премьер. Темпы стахановские. Но иначе не жить, категорически утверждают в РТД. «Есть в стране театры, говорит режиссер Антон Неробов, которые до сих пор существуют по советскому принципу ставят один спектакль в год. Например, в Архангельске. Но это крупный город, где много зрителей: и местных, и приезжих. Мы себе позволить такого не можем. У нас премьера должна выходить каждые 22,5 месяца. Иначе не выживем».
Именно суровым законам рынка зритель обязан такому репертуарному изобилию. Только так театр может поддерживать зрительский интерес. Ну что говорить не столица мы, и провинциальный театр стремится (или вынужден) совмещать в своих стенах и Театр комедии, и МХАТ, и ТЮЗ, и Гогольцентр. Соответственно и репертуар. В настоящее время на рыбинской сцене идут спектакли семи режиссеров: от классики до современности, от детских сказок до «фестивальных» спектаклей, от драмы до комедий. Хотя комедии, конечно, в афишах встречаются чаще. Таков запрос общества. Публика хочет развлечений, смеха, отдыха.
Это видно по тому, как зритель голосует рублем. Самые кассовые спектакли, по словам заместителя директора театра Оксаны Жуковой, комедия положений «Примадонны», к ним приближаются добрые семейные «Шутки в глухомани» и «Очень простая история». На них народ приходит по несколько раз. А еще в интернете гости просят театр поставить чтонибудь «уютное, купеческое, акающее». Видимо, настолько сурова жизнь в реале, что смотреть на нее еще и на сцене страждет лишь особая каста театралов. Но, тем не менее, и они могут найти в афише «продукт» по душе из разряда «не для всех».
Именно так продукт, а зритель заказчик и потребитель, и сам храм искусств все увереннее встает на коммерческие рельсы. «Этот рынок сложный и непредсказуемый, и существовать в нем нелегко. Мы учимся зарабатывать. Ищем золотую середину, чтобы коммерция и творчество не мешали друг другу, по-деловому рассуждает Оксана Жукова. В последние годы у нас изменился как репертуар, так и маркетинг.
С обновлением афиши, с появлением в ней современных пьес в театр пошел молодой зритель, который сейчас составляет практически половину зала. Это, на мой взгляд, большое дело». Чтобы лучше чувствовать заказчика, театральные менеджеры проложили многоканальную обратную связь.
«Аплодисменты это первый отклик, дальше идут звонки по телефону, которые могут длиться часами, обсуждения в Интернете. Все это мы отслеживаем и учитываем в дальнейшем, продолжает заместитель директора. Для удобства современного зрителя мы подключили Интернеткассу, теперь на сайте QuictTickets.ru можно приобрести билеты онлайн. Для сравнения: Волковский театр такой возможности не предоставляет».
Как результат растет армия поклонников театра. Такую тенденцию отмечают здесь в течение нескольких лет. «По стране проводили статистику, и получилось, что всего 3,5% жителей городов посещают театры, приводит данные Антон Неробов.
У нас в городе цифры 18%. Это люди, которые постоянно ходят в театр, следят за премьерами, приходят на спектакли не по одному разу. Хотя всего несколько лет назад эта цифра составляла 2,5%». Соответственно растут и прибыли театра. Начинали с миллиона, а теперь дотягивают до 56. Похоже, Мельпомена и коммерция идут рука об руку дамы готовы подружиться.
Вырученных средств хватает не только на оплату услуг ЖКХ и зарплаты сотрудникам. Это возможность приглашать режиссеров и сценографов из других городов, вкладывать в новые спектакли, качественные декорации, костюмы и… в обучение сотрудников. Кадровый голод персонаж тоже вполне реальный.
Есть контракт!
«Проблема с кадрами есть. Раньше считалось, что труппа хорошо укомплектована, если раскладывается на «Ревизора». Нам бы сейчас его не поставить. Не хватает возрастных актеров и нового поколения», разводит руками директор театра Ирина Петрова. Те артисты, кого мы привыкли называть молодежью, уже отпраздновали свое тридцатилетие. Так что юную Офелию или Джульетту играть некому…
В советское время было проще. Существовала биржа актеров в Москве. Режиссер приезжал туда раз в год, «покупал» нужных актеров, на местах им предоставлялось общежитие. Сейчас квартирного ресурса у театра нет, и артиста не заманишь к себе только аплодисментами и любовью публики. В руководстве театра решили возродить опыт прошлых лет пусть не в прежнем объеме, но все же. «Мы вышли на депутатов, поясняет Ирина Петровна, сейчас готовится документ, согласно которому приезжим актерам будет оплачиваться съем квартиры. Я думаю, частично проблему снимем».
Другой вариант переход на контрактную систему. Он уже осуществляется в рыбинском театре, но плавно и избирательно. Пока что контракт интересен актерам старшего поколения. «Василий Петрович Лугинин отдал театру почти тридцать лет жизни, но недавно по состоянию здоровья уволился. Однако насовсем расстаться со сценой не захотел. Мы составили с ним договор, сейчас он занят в двух спектаклях. Точно так же с Иваном Петровичем Саканцевым. По договору им оплачиваются репетиции и спектакли», уточняет директор. В руководстве театра не исключают, что, вполне вероятно, в дальнейшем на такую схему перейдут все артисты.
Режиссер Антон Неробов обозначает еще один способ «заселить» храм искусства. «Сегодня многие театры страны, говорит он, так выходят из кадрового кризиса растят своих. Надо четко понимать: никто к нам ниоткуда не придет, не свалится с неба режиссер, завтруппой…». Так вот, «из своих» дизайнер Татьяна Петрушова выросла в художникасценографа.
С раскладкой «на «Ревизора» сложнее. «В прошлом году город выделил средства, чтобы мы организовали группу студентов при Ярославском театральном институте, подхватывает Ирина Петрова. Но у нас в городе не нашлось десяти человек, которые бы хотели овладеть профессией актера. Мы решили действовать подругому. Как? У нас есть девушка Таня Канюкова, которая безумно влюблена в театр. Она ученица театрального кружка при 29й школе, который ведет актриса Мария Сельчихина. Татьяна уже играла в нескольких спектаклях, и в этом году заканчивает 11 класс и собирается поступать в театральный институт.
Если вдруг она не поступит на бюджетное место, мы готовы ее учить, примем в труппу во вспомогательный состав. Может быть, потом появится ктото еще». Есть мысли обучать в вузе, повышать квалификацию и других служителей искусства.
Если для когото апгрейд в будущем, то для актеров постоянные мастерклассы и работа над собой стали реальностью. С этого года введены регулярные занятия по вокалу, сценической речи, хореографии.
Наши фестивалят
Рыбинский театр работает не только на кассу, но и на имидж свой и города. Каждый сезон на сцене ставится хотя бы один «фестивальный» спектакль тот, который заведомо не соберет аншлагов, но который не стыдно представить на суд профессиональным критикам и коллегам из других городов.
В прошлом году Антон Неробов объехал со своим «Чемоданом» несколько фестивалей и отовсюду привез призы и дипломы. Но главной победой он называет премию Фестиваля театров малых городов России. Это самый престижный конкурс для театральной провинции (провинция здесь понятие исключительно географическое). На него ежегодно подается порядка 400 заявок, а после заочного просмотра отбирается лишь 1012 претендентов, поэтому попасть туда уже достижение.
В этом году рыбинский театр вновь приглашен побороться за призы! В июне тот же режиссер везет в Пятигорск спектакль «Dawn Way. Дорога вниз без остановок», вызвавший у рыбинцев бурю отзывов от восторженных до резко негативных.
До конца сезона у публики еще будут поводы проявить свои эмоции ожидаются две премьеры.
Одна из задумок поставить «Женитьбу Бальзаминова». На постановку приглашен режиссер из Москвы Петр Орлов, которому, судя по мнению критиков, очень удаются спектакли по Островскому.
А это классика, без которой не может существовать русский репертуарный театр. Второй пункт плана поставить на рыбинской сцене музыкальный спектакль. Какой именно, пока не решено. Им займется главный режиссер Виктория Михеева, которая заканчивала факультет музыкального театра в ГИТИСе. Контракт с ней заключен до 1 июля. «Я думаю, что у нас сильная команда, и у театра хорошее будущее», подытожила Ирина Петрова, пожелав всем в День театра здоровья, хорошего настроения, сил и оптимизма.