Темы 11 сентября 2020 10:00

Есть такая работа – летать в облаках

Устроили старшему пилоту клуба Paraplan76 разбор полетов

В детстве он прыгал с зонтиком с дивана, изображая полет с парашютом, а сейчас готов часами висеть на стропах и рассматривать мир под ногами. Артем Вишняков – парапланерист.

— На высоте весь Рыбинск как на ладони, – говорит Артем. – На земле город ощущается таким целостным, цивилизованным, а поднимаясь вверх, видишь, что он как пазл. Волга, Шексна, дамба, ГЭС, море, леса, множество дачных домиков, стоящие особнячком микрорайоны. С 600–800 метров можно разглядеть практически все острова в море. Какой тут страх, когда вокруг сплошной восторг?

Вишняков впервые поднялся к облакам в 17, когда стал заниматься в рыбинском аэроклубе. Первый полет на АН-2, первый прыжок с парашютом. В небо влюбляешься навсегда или не влюбляешься вовсе. Артем, ловец адреналина, расстаться с ним не смог.

Встать на крыло

Пять лет назад он открыл для себя доступный способ летать – параплан. Без крупных вложений, особенных способностей. Главное здесь – желание и здоровье.

— Вставать на крыло я учился в Ярославле. Мы разбегались и взлетали с небольшой горки, полет длился всего секунд пять, но дух захватывало. Легкость во всех отношениях и полная свобода перемещения по воздуху – вот чем подкупает параплан, – рассказывает Вишняков.

Сначала пилот осваивает теоретическую аэродинамику, штурманское дело, аэрологию, метеорологию, воздушное право и оказание первой медпомощи. Проходит наземные тренировки. И только потом изучает технику пилотирования: учится управлять крылом и выводить его в режим полета. Это, по словам Артема, много-много фитнеса и эмоций. После экзамена можно лететь, но пока только на лебедке. На высоту парапланериста затаскивает буксировочная система, а ведет инструктор по рации. И только отработав все навыки, пилот допускается до самостоятельных полетов.

Начинал рыбинец со свободных полетов. Их главный двигатель – динамические и термические потоки воздуха. То есть пилот полностью зависим от сил природы. Набор оборудования тут нужен нехитрый: собственно само чудо сверхлегкой авиации, подвесная система, запасной парашют и несколько приборов. Для взлета и планирования требуются хороший разбег, ветер определенной скорости, стабильные воздушные потоки и мастерство пилота.

Дагестан, Чегем, Пятигорск – в горах, где бывал Артем, полет технически самый сложный. Но такой опыт бесценен. Максимальная высота, на которую поднимался Вишняков на соло-крыле без мотора, – 4060 метров.

— Высота не ощущается, потому что я летел рядом с вершиной Скалистого хреб-та, в пике он 3800 метров. Чувствуешь себя парящим орлом. Эти птицы, кстати, любят покружить вместе с парапланеристами.

Артем никогда не забудет свое приключение в Приэльбрусье, когда чудом выбрался из горного плена. В Чегеме ему показали новый маршрут – нужно было лететь в сторону Эльбруса, до горы. По максимуму набрать высоты, полетать и вернуться. Но аппетит приходит во время еды. Пилот, на высоте 3700 метров увидев, что его обгоняют ребята-спортсмены, рванул за ними.

— Третий, пятый хребет – и вот я в Баксанском ущелье, – рассказывает экстремал. – Красота неописуемая. Горные озера с какой-то нереальной бирюзовой водой. Конечно, мне захотелось это запечатлеть на камеру. Пока возился, понял, что я потерял «место заправки». На нашем языке это место, где сходит горный поток, в который влетаешь для набора высоты. Я стал снижаться, хребты стали выше меня. Принял решение возвращаться низом. Но ориентироваться в таких условиях очень сложно, картинка сливается. Лечу, ветер встречный, потоков нет, скорость маленькая, уже попой задеваю скалы. А впереди два хребта. На сердце тревога, да еще приборы жалобно пищат, что дело плохо. И вот вижу, как с горы Кикташ сходит теплый воздух. Он дрожит, как марево над костром – не спутаешь. Так я смог набрать высоту. В долине Чегемского ущелья меня накрыла такая волна адреналина, что руки и ноги ходуном ходили. Но я был счастлив! Тогда я пролетел 70 километров. Случись все иначе, я рисковал остаться в горах надолго. Выбираться оттуда козьими тропами тот еще экстрим.

От винта!

Моторные полеты, на которые перешел Артем, более комфортны. Передвигаться можно независимо от потоков воздуха, хоть в полный штиль. Взлетаешь с площадки и возвращаешься на нее же. Моторные парапланы бывают ранцевые, с пропеллером, как у Карлсона, или с трайком – трехколесной тележкой, одно- или двухместной – они тяжелее и называются паратрайк. Тут ветер не нужен, а вот бензин – очень даже.

— Признаться честно, иногда надоедает жужжание мотора в вышине, и я его просто отключаю, чтобы насладиться тишиной и звуками неба, – говорит парапланерист. – Так что полет без мотора – вполне штатная и знакомая ситуация.

Летать по вечерам – особое удовольствие. Воздух нагрет, однородный и никуда не двигается, что даже можно потрогать руками. Пилоты ласково называют его «молочком». Там под облаками можно не только наблюдать, как буквально у тебя под ногами живет Рыбинск, но и увидеть интересные природные явления.

Летом, с заходом солнца, на земле становится холодно, но стоит взлететь метров на 20, как тебя обдает струя горячего воздуха. В результате смешения теплого и холодного потоков появляется дымка, она стелется на уровне макушек деревьев.

— Жара и дождик рождают низкие облачка, очень красивые, – говорит Артем. – Снизу они плоские, а сверху похожи на вершины гор. Летать в облаках очень здорово! Многие думают, что на высоте 500 метров ты заледенеешь, но на самом деле температура отлича-ется от «земной» всего на 2-3 градуса. Зимой чуть больше. Но даже летом пилоты, напоминая еврейскую маму, предупреждают, что пассажиру нужно надеть шапочку, чтобы не простудить ушки.

Все под контролем

Парапланеризм часто называют экстремальным видом спорта. Высота под 1000 метров многих пугает, и кажется, что в воздухе тебя непременно унесет ветром. Параплан, по словам Вишнякова, надежный и маневренный летательный аппарат, гигантские «уши» крыла напрямую рулятся пилотом, словно это воздушный змей. Как полет пройдет, во многом зависит от выбора погоды. Метеоусловия мониторят с помощью специальных приложений, а изменения могут прочесть по облакам. Так что ураган в полете точно не застанет.

— Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и параплан – не исключение. Его купол сделан из надежнейшей обтекаемой, не пропускающей ветер ткани «рип-стоп», а каждая стропа крепче стальной, выдерживает вес достаточный, чтобы на ней повис взрослый человек, да еще и одна половина строп дублирует другую. Грузоподъемность трайка – 180 килограммов: мы не рухнем на землю, даже если давно забыли про диеты. Парапланеристы знают законы физики, умеют обходить препятствия, на крайний случай есть запасной парашют. Чтобы не растерять навык, я два-три раза в год обязательно делаю тренировочные прыжки с парашютом. На вертолете самое сложное – это посадка, а на параплане – взлет.

Близкие и знакомые Артема его любовь к небу полностью разделяют и с удовольствием приезжают на аэродром Южный, чтобы полетать.

Чудеса полета

По словам Артема, многие на земле буквально трясутся от страха, но в воздухе забывают о нем. А вот когда парапланерист начинает крутить пилотаж, внезапно вспоминают, что боятся. Пилотаж – такая вишенка на торте. Провалы в невесомость, перегрузки дарят незабываемые эмоции, как американские горки.

Нина Царева, несмотря на страх высоты, решила сделать себе на день рождения необычный подарок – полететь на тандем-паратрайке. В конце мая, облачившись в зимний теплый костюм и шлем, она кружила над Рыбинском на тысячеметровой высоте. Вот ее эмоции:

— Летать совсем не страшно. Смотришь вниз, а там Google Map. Ты же не боишься Google Map? Восторг просто не передать словами, эмоции настолько яркие, что возвращают в беззаботное детство, когда на каждом шагу можно было встретить чудо. Там, в небесах, со мной случилась перезагрузка, обнуление, если хотите. Поделилась впечатлениями от полета, без преувеличения, с тысячей людей, а радости все равно через край до сих пор, потому что это чистый кайф. И если вы до сих пор сомневаетесь, ленитесь, боитесь, то я скажу – надо лететь. В День рождения, Новый год, 8 Марта, выходной – да какая разница, обычный день тоже подойдет для великих дел. Мой страх высоты никуда не делся, но я счастлива, что полетела, и повторила бы это с удовольствием!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме